Исследования

передачи знаний о письме, счёте, земледелии и так далее: в истории этих народов не окажется и несвойственных древним обществам людей познаний.

 

Прекрасной иллюстрацией "падения детей Бога" и их "ухода", являются легенды, вынесенные древними евреями из Вавилона и Египта, которые впоследствие вошли в копрус основных легенд иудаизма. Как в официальну версию - в качестве кратких упоминаний, так и в обширном изложении - в Книгу Еноха. Помимо "видений" пророка, в этой Книге представлено пространное изложение известных легенд:

"<...>14. [8] И Азазэль наyчил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панциpи, и наyчил их видеть, что было позади них, и наyчил их искyсствам: запястьям, и пpедметам yкpашения, и yпотpеблению белил и pyмян, и yкpашению бpовей, и yкpашению дpагоценнейших и пpевосходнейших камней, и всяких цветных матеpий и металлов земли.

15. И явилось великое нечестие и много непотpебств, и люди согpешали, и все пyти их pазвpатились [поэтому].

16. Амезаpак наyчил всяким заклинаниям и сpезыванию коpней, Аpмаpос – pастоpжению заклятий, Баpакаль – наблюдению над звёздами, Кокабэль – знамениям; и Темэль наyчил наблюдению над звёздами, и Астpадэль наyчил движению Лyны.<...>

<...>20. И ныне к вам, о святые неба, обpащаются с мольбою дyши людей, говоpя: испpосите нам пpавдy y Всевышнего".

21. И они сказали своемy Господy Цаpю: "Господь господей, Бог богов, Цаpь цаpей!

22. Пpестол Твоей славы сyществyет во все pоды миpа: Ты пpославлен и восхвалён!<...>

<...>24. Так посмотpи же, что сделал Азазэль, как он наyчил на земле всякомy нечестию и откpыл

небесные тайны миpа.

25. И заклинания откpыл Семъйяза, котоpомy ты дал власть быть вождём его сообщников.<...>

<...>34. И случилось, когда святой Михаил стоял пред Господом духов, то он сказал Руфаэлю так: "и я не буду представительствовать за них пред очами Господа, ибо Господь духов разгневался на них, потому что они действуют так, как если бы были равны Богу.

35. Посему на них грядет суд, который сокрыт, от века до века; ибо ни ангел, ни человек не получат своей доли, но только они получат свой суд, от века до века". <...>

<...>37. И вот имена тех ангелов, и эти имена их: первый из них Семъяйза, второй Арестикифа, третий Армен, четвертый Кокабаэль, пятый Тураэль, шестой Румъйял, седьмой Данэль, восьмой Нукаэль, девятый Баракэль, десятый Азазэль: одиннадцатый Армерс, двенадцатый Батаръйяль, тринадцатый Базазаэль, четырнадцатый Ананэль, пятнадцатый Турхйяль, шестнадцатый Симанизиэль, семнадцатый Иетарэль, восемнадцатый Тумаэль, девятнадцатый Тарэль, двадцатый Румаэль, двадцать первый Изезеэль.

38. И это главы их ангелов и имена их предводителей над сотнею, пятьюдесятью и десятью.

39. Имя первому Иекун; это тот, который соблазнил всех детей святых ангелов, и свел их на землю, и соблазнил их чрез дочерей человеческих.

40. И имя другому Асбеэль: этот внушил детям святых ангелов злой совет, и соблазнил их, чтобы они осквернили свои тела с дочерьми человеческими.

41. И имя третьему Гадрэль: это тот, который показал сынам человеческим все смертоносные удары, и он соблазнил Еву, и показал сынам человеческим орудия смерти, и панцырь, и щит, и меч для битвы, и показал сынам человеческим все орудия смерти

42. И из его руки они перешли к живущим на тверди, от того часа до века.

43. И имя четвертому Пенемуэ: этот показал сынам человеческим горькое и сладкое, и показал им все тайны их мудрости.

44. Он научил людей письму чернилами и употреблению бумаги, и чрез это многие согрешили от века до века и до сего дня.

45. Ибо люди сотворены не для того, чтобы они, таким образом, тростью и чернилами закрепляли свою верность (свое слово).

46. Ибо люди сотворены не иначе, чем ангелы, чтобы им пребывать праведными и чистыми, и смерть, которая губит всех, не касалась бы их, но они погибают чрез это свое знание, и чрез эту силу она пожирает меня.

47. И имя пятому Касдейя: этот показал людям все злые удары духов и демонов, и удары рождения в утробе матери, дабы устранить его, и удары души, укушения змей,..." и т.д.

Дилемма: "Хорошо или плохо - давать людям знания?" Позиция повествователя, изложенная в Книге Еноха, нетипична для человеческой мифологии. Енох разделяет точку зрения тех Стражей, которые считают, что передача знаний людям ("открытие тайн") до крайности вредна и будет использована людьми во зло. "Учителя" медицины, металлургии, астрономии и т.д. - предстают падшими, грешниками. (Повтор списков с разночтениями указывает на два варианта одного и того же мифа).

Енох и Прометей

"Енох и Прометей"