Исследования

прежде, чем приносить «жертву богам», он должен неплохо представлять себе этих «богов». Реальная история может стать мифом, обрасти ритуалами, довлеть авторитетом своей древности и подчинять умы тысяч и тысяч людей. Их правители станут причислять своих предкам к «богам» (а порой - и самих себя), однако – изначально должно быть непременно нечто реальное, что породит само верование и сходные в разрозненном древнем мире ритуалы, сходные легенды, сходный скачок-переход от примитивных тотемических воззрений к изучению небесных явлений.

В 13-м номере уже упоминалась одна из случайностей, посадившая на лёд Гренландии эскадрилью самолётов. Та самая случайность, которая дала возможность определить справедливость расчётов прирастания снежного покрова в гляциологии. (http://alfirin.ru/journal-13/Aurin08.html). Но история не может не ставить маяки и в прочих областях местности и знаний (в виду своей длительности). «Принцип Кенгуру» (принцип подобия) по-прежнему работает и не даёт сбоев.

 

Её Величество Случайность

Самый показательный пример - как демонстрация принципов возникновения схожих культов и дальнейшего направления полёта человеческой мысли – возникновение Культа Грузов («Культа Карго») в разных точках Земли и вне связи (территориальной, телефонной, телевизионной) между отдельными примитивными племенами. В его основе - принцип копирования увиденного, тот принцип «Кенгуру», который можно назвать и принципом акына: «Что вижу, о том и пою».

Первые культы карго были зафиксированы в конце XIX и начале XX веков. Самый ранний - движение Тука, зародился на Фиджи в 1885 году.

Другие ранние культы возникали в основном на Папуа-Новой Гвинее - культ Таро на севере и Безумство Вайлала. Частенько подобные культы верно именуют «Религией Халявщиков».

Классические культы карго широко распространились во время Второй Мировой Войны (культы самолётопоклонников) и сохранились многие годы спустя. Некоторые из культов карго живы и до сих пор, несмотря на объективные противоречия веры и действительности. В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строились точные копии взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Члены культа строили-копировали их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считались посланниками богов), заполненные грузом (карго).

Причина же возникновения классических «самолетных» культов карго заключалась в следующем: большое количество грузов с продуктами развитой цивилизации было десантировано на крайне отсталые острова Тихого Океана во время Тихоокеанской кампании против Японской Империи, что внесло коренные изменения в жизнь островитян. Произведённая промышленным образом одежда, консервы, палатки, оружие и другие полезные вещи в огромных количествах появились на островах для обеспечения армии союзников, а также и самих островитян, которые «подрабатывали» проводниками военных и, в меру своих возможностей, - прислугой. Предметы казались (да и были для аборигенов) чудесными и почти нереальными. Сути товарно-денежных отношений западной цивилизации аборигены не понимали, поэтому с ними расплачивались путём натурального обмена, либо просто дарили «на радость дикарям» кое-какие вещи. (Даже пустые консервные банки пользовались большой популярностью).

В конце Второй Мировой Войны воздушные базы были заброшены, а груз («карго») перестал «прилетать». Поскольку начальная стадия религии в виде простых копирующих ритуалов не привела к

немедленному возвращению «божественных птиц», грузопоклонники, полностью отказавшиеся от своих прежних тотемических религиозных воззрений, существовавших до войны, стали ещё более рьяно поклоняться аэродромам и самолётам, и ввели в свой культ понятие «падения детей богов». (Вот, - ещё одно «общее место» для многих религий, отражающее создание архетипа именно в рамках бессознательного). Падение «детей богов» было моральным (очень аморальным). Якобы, «дети богов» узурпировали право на птиц и чудесные вещи, и поэтому «Великая Халява» закончилась. (Временно. Потому что Бог – всё видит и регулирует).

Американцы и европейцы были очень удивлены, когда их возвращение в 70-х встретили палками, а не приветственными воплями. («А будут знать, как присваивать дары богов», м-да… ) Но ещё большее удивление продвинутые современники испытали при виде соломенных самолётов, которые уж слишком напоминали реальные прототипы:

Самолёт из соломы

За последние 75 лет большинство Культов Карго исчезли, в связи с возвращением на острова современной цивилизации и последующим планомерным вовлечением в неё жителей тихоокеанского региона. Однако, один из подобных культов до сих пор жив на острове Танна (Вануату) несмотря ни на какие доступные знания о том, что