Исследования

опроса показывает умонастроения населения.

 

Массовая популярность какого либо имени – не уникальное явление, и явление не только современное, когда средства массовой информации создают определенное отношение к именам «Джордж, Барак, Дженифер, Владимир, Дмитрий» и т.д. В далёком прошлом на популярность имён влияли самые различные факторы – религия, верования, мифы, легенды, встречи с удивительными явлениями, и т.д. Имена всегда обладали той или иной степенью популярности в различных культурах, теряли или обретали завоёванные позиции со сменой эпох, выходили из употребления и иногда на кратких срок возвращались. Но выживали всегда самые стойкие, самые значимые, те, которые несли в себе некий глубокий историзм, неразрывно связанный с культурой народа. Именно такие имена пережили утрату общепонятного смысла и не исчезли из ономастикона.

 

Сегодня, на бытовом уровне, имени уже не придаётся того значения, которое вкладывалось в процесс имянаречения тысячу, две и более лет назад. И все же, родители, выбирая имя ребенку, обращают внимание на его значение, как встарь, придерживаясь того мнения, что имя влияет на судьбу. Если не учитывать эзотерический подход, а обращаться только к строго научным фактам, то влияние имени на судьбу можно считать доказанным по крайне мере для древних культур. Так, в скандинавской культуре, ребенок, не признанный отцом, мог остаться вовсе без имени, имя следовало «подтверждать» в жизни – соответствовать ему, имя указывало на статус и несло в себе столько нюансов, что отрицать его влияние (в плане отношения общества к носителю того или иного имени) невозможно. Как раньше, так и теперь,

обладателю имени со смыслом «умный», «храбрый», «красивый» предпочтительнее соответствовать ему, а не являть прямо противоположные качества, вызывая насмешки окружающих.

 

Поскольку речь пойдёт о скандинавских именах, перекочевавших в другие культуры, именах, которые повествуют об эльфах и отношении к эльфам, следует упомянуть традиции имянаречения в Скандинавии (в Исландии) сначала в общем, а так же пояснить на какие типы делились имена, в каких типах имён эльфы есть, а в каких никогда не встречаются, на что имена указывают, и о чём рассказывают.

 

Имена-обереги, имена на любовь и удачу, имена храбрых воинов, имена «ожидания»

 

Древние имена-обреги скандинавов не имеют отношения к эльфам и содержат в качестве непременной, чаще - единственной, составляющей название животного. Самый типичный принцип наименования – тотемическая защитная функция имени, связывающая человека и тотем. (Здесь так же не исключается и прозвище, которое могло быть дано за внешнее сходство внешности или повадок человека и зверя): Ari – Ари или Örn - Эрн (“орел”), Birnir - Бирнир (“медведь”), Bjarki - Бьярки (“медвежонок”), Björn - Бьёрн (“медведь”), Mörðr - Мёрд (“куница”), Ormr - Орм (“змей”), Refr - Рэв (“лисица”), Starri - Старри (“скворец”), Svanr - Сван (“лебедь”), Uxi - Укси (“бык”), Valr - Валь (“сокол”). Также и мужчин и женщин называли именем дерева березы: Birkir - Биркир или Björk – Бьёрк. Разные слова для одного и того же дерева не являются чем-то исключительным. В русских поверьях также считалось, что березы бывают двух полов: береза и “березун”. Также оберегами можно считать имена Heimir - Хеймир (“тот, у кого есть дом”) и Ófeigr - Офейг (“не обреченный на смерть”).

Прозвища: Atli - Атли (“грубый”), Barði - Барди(“бородатый”), Flóki - Флоки (“кудрявый”),

Forni - Форни (“древний”), Fróði - Фроди (“мудрый, ученый”), Grani - Грани (“усатый”), Greipr - Грейп (“человек с большими или крепкими руками”), Hödd - Хёдд (“женщина с красивыми волосами”), Höskuldr - Хёскульд (“седоволосый”), Hösvir - Хёсвир (“седой человек), Глум (“темноглазый”), Hrappr - Храпп (“быстрый, пылкий”), Hvati - Хвати (“пылкий, быстрый”), Snerrir - Снеррир (“трудный”), Sturla - Стурла (“нетерпеливый, беспокойный”). и т.д.

 Прозвища по роду занятий, умений и стране происхождения:

Gestr - Гест (“гость”), Gauti – Гаути или Gautr - Гаут (“гаут, швед”), Hálfdan - Хальвдан (“полудан”), Höðr - Хёд (“человек из Хадаланда в Норвегии”), Hörðr - Хёрд (“человек из Хёрдаланда в Норвегии”), Skíði - Скиди (“лыжник”), Smiðr - Смид (“кузнец”), Sveinn - Свейн (“юноша, мальчик, парень; слуга”). Есть несколько имен, характерных для людей, занимавшихся колдовством: Gríma - Грима (“маска”, “шлем”, “ночь”), Gróa (Gró) - Гро (“растительница; та, что растит”, но возможно, и от кельтского слова gruach - “женщина”), Huld, Hulda - Хульд, Хульда (“тайна”, “покрывало” или “эльфийская дева”). В последнем примере значение «эльфийская дева» - лишь одно из возможных, но не чётко выраженное.

Имена-обереги