Исследования

совпадающей с полным вымиранием мегафауны на планете, как к окончанию резкого сдвига. А два извержения супер-вулканов - Таупо в Новой Зеландии и Ла-Гарита в современном штате Колорадо (США) – оба 27 тысяч лет назад, каждый – мощнее, чем взрыв Санторина в несколько раз, демонстрируют начало процесса сдвига.

Но гляциологи всё равно считают по-другому. Есть такая наука – гляциология.

 

Ледяная летопись

 

Если б не было зимы, а всё время лето… (с)

 

Как считать ледяные кольца? Очень просто. Почти так же как годовые кольца деревьев, но только не на срезе, а снаружи керна (ледяной столбик, изъятый из полого бура). Тёмное кольцо (плавленый лёд) – лето. Светлое (рыхлое) – зима. Конечно, так все кольца посчитать нельзя – только до определённого предела. Как только толща льда начинает своей массой давить на нижние слои, они смазываются и исчезают, перекристализовываясь в однотонный синий глетчер, порой со слоями пепла от вулканов и прочей принесённой ветрами пыли. Тогда используют коэффициент растекания льда и сложные формулы. Однако, начальными данными служат всё те же верхние слои. Зима-лето, лето-зима.

Формулы – это замечательно. Но неплохо было бы знать, насколько верен начальный посыл учёта? Как насчёт маяка в толще льдов, установленного лет пятьдесят назад, чтобы точно определить уровень осадков? Было бы неплохо посмотреть, где он, этот маяк, окажется сегодня. Учёные не потрудились его установить, но потрудился случай.

Антарктида не единственное место, где берут керны льда и где по ним вычисляют годы. Гренландия

– место с гораздо более мягким климатом, также служит источником знаний. Там тоже забуриваются в лёд гляциологи и точно так же считают видимые кольца, а потом переходят и к подсчёту невидимых. Но не только кольца прошли мимо гляциологов. Мимо них пролетела целая эскадрилья самолётов, которая, однако же, доказала, что разноцветные полоски означают вовсе не «зима-лето», а просто – «тепло-холодно», что в Антарктиде зимой бывает реже, летом – чаще, а в более тёплой Гренладнии – и того чаще.

Гренландский ледовый щит считается едва ли не столь же древним как Антакрктический. Загадка щита в том, что, располагаясь на севере, он свободен ото льда именно в северной части. Зато - полон льдом в южной. Можно бы списать на рельеф, но соседние свободные ото льда области Канады и Аляски показывают, что лёд и впрямь ползёт к южному краю, потому что щит Гренландии тает. Годовые осадки лишь дополняют его, но в отличие от Антарктиды не намораживают ничего сверху. Он просто оказался в той зоне, где возник хрупкий баланс. И норма нарастания льда по годовым кольцам для гренландского щита была установлена «строго научно», как и для антарктического. Все расчёты для двух полюсов – Северного и Южного - находятся в строго соответствии друг с другом. А как иначе?

 

Снежная Королева

 

Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная?(с)

 

Полюса, что находятся по разные стороны Земли, несмотря на разницу температур (от 0 до -34 на Севере и от -10 до -84-х на Юге в Антарктиде) не отличаются по кернам в технике подсчёта. По толщине колец, т.е. осадков – да, но по самой их сути и наличию – нет. Как начали считать годы по кольцам, так и считают.

Официальные данные по накоплению осадков в Гренладнии: средняя толщина годового слоя снега в Гренландии 20-40 см.

Но чего стоят подсчёты по сравнению с

практикой, если они с ней не сходятся? Во льдах Гренладнии нашлась «Ледяная девочка», Снежная Королева, «Glacier Girl».

Вот её история: 15 июля 1942 года с секретной базы ВВС США, расположенной в Гренландии, в воздух поднялись шесть истребителей P–38 Лайтнинг и два гигантских бомбардировщика B–17 Летающая Крепость. Самолеты летели над полярными льдами на восток и попали в снежную бурю. Летя вслепую, пилоты узнали, что их первая запланированная остановка в Исландии для дозаправки горючим, была отменена. Это заставило их направиться обратно на базу. Приближаясь к базе с небольшим запасом горючего, они обнаружили, что она тоже закрыта. Пилоты приняли решение: садиться на лёд. Тремя днями позже их эвакуировали с места посадки на собачьих упряжках, а ещё через десять дней они покинули Гренландию. Все пилоты остались живы, место посадки – зафиксировано в документах. Самолёты не эвакуировали, и они были брошены на долгих 50 лет…

Только в 1980 году стали говорить о том, чтобы вывезти самолеты с места вынужденной посадки. Американский торговец самолетами Патрик Эппс сказал своему другу Ричарду Тейлору, что самолеты должны быть, как новые. «Все что нам нужно будет сделать, так это соскрести снег с крыльев, заправить их горючим, завести и поднять в небо. И ничего более». Конечно, как иначе, если официальная наука сообщает о 20 см осадков в год? А если ещё учесть ветра, которые сносят снег на открытом пространстве?!

По всем расчётам выходило, что на самолётах должен оказаться слой снега не больше 5, 6–ти метров даже без ветра (при высоте В–17 Летающая Крепость в 5, 82 метра). Снег–то прессуется под собственным весом, а не лежит столько лет рыхлой шапкой. А летом ещё и тает… Скребком поработал – и порядок! Благо, самолётов не один и не два, и хоть бугром на плоскости, но они будут «маячить» там, где приземлились, хотя бы с учётом того, что крылья тоже принимают осадки, а у них размах – 31 метр.