Исследования

Даже если вес снега положит самолёт на брюхо, утопив шасси, курган в ледяной пустыне будет заметен. Наука-же!

И в 1980-м наука уже вовсю считала годовые кольца на кернах Гренландии и точно сообщала чего сколько в год выпадает, и как это видно по ледяным столбикам… Ледяные керны (колонки льда) в Гренландии используются для датирования, исходя из предположения, что слои, содержащие разные соотношения изотопов, были отложены на протяжении многих десятков тысяч лет.

Но наука обманула американских любителей летающих крепостей, причём - на огромную сумму как в метрах, так и в долларах.

Потеряная эскадрилья

Ни один из членов экспедиции не думал, что самолеты могут находиться на глубине, превышающей тонкий слой снега или льда. Да и почему они

должны были думать иначе? В конце концов, у общественности сложилось впечатление, что образование ледникового слоя происходит на протяжении очень длительных периодов времени — необходимы тысячи лет для образования всего нескольких метров льда.

Сначала коммерсанты-энтузиасты вообще не нашли самолёты и им пришлось обратиться к лётным документам. Было предпринято несколько экспедиций, и только после этого, купившим патент на эвакуацию, стало известно хоть что-то. В 1988 году исландский инженер-геофизик с помощью сложного радара обнаружил подо льдом восемь крупных объектов. За счёт движения ледника самолёты сдвинулись от начального места посадки на 5 километров, потому что ползли вместе со льдом (почти по сто метров в год). Но наибольшее впечатление произвела глубина залегания: 80 метров! А это составляет за 48 лет около1,60 м/год. Это никак не 20 и не 40 расчётных сантиметров. (Зарубежные источники указывают глубину залегания как 270 футов, что составляет 83, 5 метра, но погрешность вполне допустимая и колеблется от 1,6 до 1,7 метра, если один источник считает расстояние до крыла, а другой – до шасси: «…almost 270 feet of it, eventually — so though the rough whereabouts of what came to be called the Lost Squadronwere known, the planes were not precisely located until 1983. Nine years later - when they had been icebound for 50 years - an expedition succeeded in burrowing down to one of the P-38s…».

Энтузиасты поняли, что невозможно просто откопать или взорвать такое огромное количество льда, которое накопилось менее чем за 50 лет. В 1990 году они вернулись обратно, имея при себе простой прибор, называемый «Супер Гофер». Этот аппарат протапливал во льду шахту диаметром 1,2 метра и опускался со скоростью примерно 0,5 метра в час, пока не натолкнулся на крыло B–17. После того, как аппарат достиг крыла, через рукав начали подавать горячую воду, чтобы образовать полость вокруг самолета. К большому сожалению, огромный

бомбардировщик был разрушен весом льда. Однако, они предположили, что у компактных и более прочных самолетов P-38 было больше шансов остаться неповрежденными под таким огромным грузом. В мае 1992 года Эппс и Тейлор вернулись на место стоянки самолётов ещё раз. Как ожидалось, обнаруженный P–38 оказался в идеальном состоянии.

А дальше началась самая сложная работа: демонтаж самолёта в ледяной пещере, подъём наверх, перевозка. Но самое интересное, что есть на снимках этих сложных работ – шахта во льду, по которой спускается Боб Кардин. Кольца в ледяной шахте видны отчётливо. И их там – тысячи…

Боб Кардин спускается в шахту

Кольца темнее – возможный пепел, или занесённые пылевые облака из Азии, а так же - глетчер, который составляет узкую прослойку и обозначает границы слоёв. В любом случае – это не периоды «лето-зима». Это просто следы колебания температуры «тепло-холодно». Кардина забросали письмами все, кто интересуется древней историей. Он подтвердил – ледяных колец было слишком много, чтобы их считать, да он и не задавался такой целью – он занимался самолётом. Правда, среди заинтересованных обратившихся граждан не было ни одного гляциолога.