Мысли вслух

Редакция журнала Альфирин в сотрудничестве с журналом Палантир публикует серию интервью, посвящённых грядущей экранизации произведения Дж. Р. Р. Толкина "Хоббит. Туда и обратно".

Беседовал и записывал различные мнения главный редактор журнала"Палантир" Андрей Чернов:

Подготовив 15 тематических вопросов, мы задали их нашим товарищам, представляющим различные движения и, соответственно, имеющим разные взгляды на вещи. Думается, полученный результат является достаточно интересным. Это, конечно, не "Толкин как философия"1. Но относительно глубины понимания многих моментов наши ребята, безусловно, могут дать фору и западным авторитетам толкиноведения.

И открывает сии "Беседы..."

Максим Медоваров

(Mahtalcar). Нижний Новгород. Историк, лингвист, философ, традиционалист, автор ряда содержательнейших работ, посвященных наследию Дж.Р.Р.Толкина2

Максим Медоваров
В ожидании Хоббита

─ Здравствуй, дорогой Максим! Вскорости ожидается экранизация "Хоббита". Вот о нем-то и хотелось бы побеседовать с тобой. Надеюсь, ты будешь не против ответить на ряд соответствующих вопросов?

─ Здравствуй, дорогой Андрей! Поговорить на эту тему и ответить на поставленные вопросы будет для меня большим удовольствием.

─ Итак начнем... Отечественная "Википедия" говорит, что ""Хоббит..." родился из сказки, сочиненной Толкином для своих детей". А чем является это произведение для тебя.

─ Как известно, в основных чертах серьезный толкиеновский легендариум оформился очень рано, уже в 20-е годы. На досуге и раньше, и позже Толкиен забавлялся иногда сочинением легких и шутливых произведений, каковых очень много: "Роверандом",

"Мистер Блажь", "Дракон прилетел", "Приключения Тома Бомбадила", "Кузнец из Большого Вуттона", "Фермер Джайлс из Хэма". Все их объединяет сочетание юмористического сюжета и филологических игр с разными языковыми стилями, с проблесками и отголосками очень серьезной, древней и глубокой мифологии. Но если в перечисленных произведениях это именно единичные проблески, отсылки к легендариуму (как эпизодическое появление Мирового змея в "Роверандоме"). "Хоббит" – это уже полноценное связующее звено между легкой сказкой и серьезной мифологией, звено как для автора (Толкиена), так и для героя (Бильбо), который попадает из уютного профанического мира в истинно реальный мир. Попадает, проходя инициацию.

─ Существует мнение, что Толкин в своих трудах описывал Древнюю историю Земли, где эльфы, гномы, хоббиты и др. когда-то жили бок о бок с людьми, и таким образом попали в предания и сказки. Что ты можешь сказать относительно этого?

─ Невозможно однозначно ответить на этот вопрос. По каждому нюансу существуют исследования, и они еще не закончены. Сам Толкиен говорил вполне однозначно: он описал далекое прошлое нашей Земли, естественно, многое присочинив (как и положено в художественном произведении), но кое-какие константы являются действительно реальными. О наличии иных разумных "рас", помимо людей и собственно ангелов и бесов, говорят все традиции, все мифологии. Игнорировать это нельзя.

─ Существует и иное мнение, что Толкин лишь дифференцировал фейри, максимально приблизив к людям. Веришь ли ты в существование фейри и как тебе такие воззрения?

─ Толкиен резко отмежевывался от миниатюрных "эльфов" Спенсера и Шекспира и желал, чтобы его "эльфы" назывались каким-либо другим словом, "альвы" или вообще как-то иначе. Лишь наличие уже опубликованных произведений привело