Мысли вслух

к тому, что термин "эльфы" все-таки закрепился за описанной Профессором "расой". Поэтому я отвечу не на один, а на два вопроса: вполне достоверно существование мелких зловредных фейри, цвергов и др. (ирландцы и исландцы не дадут соврать!), а с другой стороны, на вопрос о существовании в прошлом относительно бессмертной "расы", соответствующей толкиеновским эльфам, нельзя ответить с достаточной убежденностью. Сопоставим ли мы их с Племенами богини Дану, или с рефаимами, или с каинитами, или с кем-то еще  – это все равно будет не то или не совсем то. Ведь следует учитывать и слова самого Толкиена о том, что свойства, присущие реальным людям, в его произведениях разделились надвое или натрое – более "высокие" черты приписаны эльфам, "средние" – людям Средиземья как таковым, низкие качества – оркам.

─ Говорят, что работы Толкина исполнены глубокого символизма. Как ты полагаешь, так ли это?

─ Все у Толкиена преисполнено глубокого символизма. Даже какой-нибудь захудалый рассказ "Мистер Блажь", который я переводил на русский. Что уж говорить о таком важном произведении, как "Хоббит"! Налицо и прохождение героем инициатических ступеней, и метафизика оборотничества (Беорн), и глубоко продуманный символизм дракона (вообще, драконы – излюбленная тема Толкиена). А метафизика Чернолесья, предвосхищающая символику Старого Леса и Фангорна во "Властелине Колец"?! И все же на одну деталь я хотел бы обратить внимание особо. Это – сакральное число 14. Все знают о священном символизме чисел 3, 7, 9, 12. Гораздо реже вспоминают о той роли, ко-торое число 14 играет в разных мифологиях, от египетской (где тело Осириса Сет расчленяет на 14 частей) до германской (14 богов

Вальхаллы и 14 святых заступников в католической Южной Германии). Точно так же и у Толкиена – от 14 Валар до Бильбо, который был выбран четырнадцатым в дополнение к 13 гномам "для счастливого числа".

─ Сюжетная линия "Хоббита" представляет из себя "ходилочку" или, как сейчас принято говорить, "quest". А ты б смог бросить все и выдвинуться невесть куда, незнамо зачем, о высокой вероятности не вернуться?

─ Решение об этом может быть принято или не принято только спонтанно, так же, как у хоббитов – когда к стенке прижмет.

─ Такого рода хождения известны повсеместно (ими исполнены детские сказки, старинные эпосы, мистические доктрины). Как бы ты классифицировал данное приключение?

─ Многие считают, что точного соответствия слову "квест" в русском языке нет. Если так, то пусть будет "квест".

─ Твое отношение к главному герою – хоббиту Бильбо? Окажись ты на его месте, что бы могло измениться в ходе всей этой истории.

─ Многое в характере Бильбо никак нельзя назвать симпатичным. И понятно почему. Но заслуга Бильбо не в его личных достоинствах, а в том, что он оказался достойным орудием Провидения.

─ Как тебе другие герои произведения?

─ Я бы изменил этот вопрос на такой: Кто из персонажей произведения нравится тебе больше всего? И ответил бы – Беорн.

─ Голлум/Кольцо... Как ты считаешь, случайной ли была сия находка? И окажись ты на месте Бильбо, каковы б были твои действия?

─ Разумеется, случай здесь, как и везде у Толкиена, – не что иное, как псевдоним Провидения. "Бильбо было предопределено найти Кольцо", – говорит Гэндальф во "Властелине Колец". И я не уверен, что на месте Бильбо я смог бы выйти из передряги так же достойно.

─ Теперь – о Драконе Смоге... Ты бы

спустился в драконье логово? (и если да, то, может быть, сделал бы это как-то иначе, нежели Бильбо?)

─ Сей вопрос смело можно объединить с предыдущим. Думается, по сути это одно и то же.

─ Твое отношение к Битве Пяти Воинств? К поведению в ней Бильбо и иных персонажей? В чем по-твоему заключена необходимость этого действа в конце повести? Что вносит оное в канву произведения? И как ты считаешь, что автор хотел этим сказать-показать?

─ Бильбо во время Битвы ничего не делает, битва – не для него. Все нужное он сделал накануне. Для истории Средиземья Битва Пяти Воинств очень важна – она положила начало новой эпохе в истории огромных северо-восточных земель, а для Толкиена – еще более важна. Здесь он впервые в концентрированном виде применил прием, который уже позже назовет "эвкатастрофой" – когда Победа приходит в самом конце и совсем нежданно, благодаря Deus ex machina, когда поражение уже кажется очевидным. Это архетип, который проявляется вновь и вновь, тысячи и тысячи раз, в мирской и священной истории (хотя, на самом деле, нет истории не священной), в литературе и в жизни каждого отдельного человека. Важно только уметь разглядеть такие моменты.

─ "Хоббит" заканчивается вроде бы happy end'ом – Бильбо, в сопровождении Гэндальфа, возвращается домой, а потом записывает историю своего путешествия. Но как гласит пословица: "книга заканчивается – начинается другая"... Так вышло и здесь. И если бы ты не знал содержания "Властелина Колец", то мог бы догадаться, что эти два произведения свяжет известное Кольцо?

─ Этого сначала не знал сам Толкиен, куда уж нам за ним угнаться...

─ Теперь – про грядущего "Хоббита" в декабре 2012 года. Чего ты ждешь от экранизации? Будет ли фабула книги искажена в фильме больше или меньше, чем в фильме "Властелин Колец"? Не опасаешься ли за качество русского перевода?