Мысли вслух

─ Судя по трейлеру, фильм "Хоббит" будет схож с "Властелином Колец". Это означает приоритет боевых сцен, отказ от ряда второстепенных персонажей. Вместе с тем, объявлено о появлении в фильме одного персонажа, которого нет в книге – это некая Тауриэль в исполнении Эванджелин Лилли (хе-хе!). Хорошо хоть один, а не десяток, как во "Властелине...". Эффект фильма будет, вероятно, такой же, как в 2001 году: многих, незнакомых с книгами Профессора, он привлечет к их прочтению, а многих оттолкнет. Хочется верить, что русская озвучка "Хоббита" будет такой же качественной, как в "Двух башнях" и "Возвращении Короля", но не такой, как в "Братстве Кольца".

─ Какой еще момент, не охваченный предыдущими вопросами, ты хотел бы выделить в "Хоббите"?

─ Метафизика Леса. Которая начинается с "Хоббита" и будет разработана более подробно во "Властелине Колец" и "Сильмариллионе". Которая видна и в других произведениях Толкиена ("Баллада об Аотру и Итрун", например). И которая глубоко роднит его с братьями Юнгерами, Хайдеггером и Гамсуном. Нечего и говорить, метафизика Леса – плод германской мысли по преимуществу, в романских или славянских странах она совершенно другая. Полностью оценить смысл "лесных" глав у Толкиена можно только на фоне как германской мифологической традиции, так и ее преломления в ХХ веке. Неслучайно, что наиболее глубоко эту тему все перечисленные мыслители продумали сразу после катастрофы 1941-1945 года, подрубившей европейскую культуру под корень. При сопоставлении текстов Толкиена, Хайдеггера, Эрнста и Фридриха-Георга Юнгеров и Кнута Гамсуна о лесных тропах и об экзистенции лесного путника обнаруживается их практически полная иден-тичность, коренящаяся в

общей традиции, но также скрепленная рефлексией на ситуацию, сло-жившуюся после 1945 года, когда возможности политического сопротивления современному миру были практически исчерпаны, и на первый план вышел традиционалист-одиночка – Анарх, Лесник, Хозяин... Вот почему-то вдруг захотелось эту тему отметить, хотя впервые я о ней писал еще в 2006 году.

─ И в завершении скажи, пожалуйста, нашим читателям какие-нибудь слова мудрости.

─ Неожиданный вопрос. И раз уж нужно что-нибудь эдакое, то скажу следующее: "Помните: в малом всегда стяженно отражается великое. Поэтому великое оправдывает существование малого, а не уничтожает его".

─ Ну вот и прояснили ситуацию. Спасибо тебе, дорогой Максим, за эту очень содержательную беседу, и до скорого!

─ Спасибо и тебе, дорогой Андрей, вопросы были очень интересными. Хочу пожелать всего самого доброго тебе и читателям "Палантира".  

 

Павел Сизинцев

(Eldiar). Амурск. Меломан, поэт, музыкант, толкинист, шахматист и юрист.

Павел Сизинцев

─ Здравствуй, дорогой Павел! Как насчет побеседовать о грядущем "Хоббите"? Имею

большое желание задать тебе ряд вопросов относительно этого дела.

─ Здравствуй, дорогой Андрей! Побеседуем с огромным удовольствием. Только сначала хотелось бы высказать некоторые соображения, а потом уже – и вопросы. Можно так сделать?

─ Легко! Ведь мне давно и хорошо известна твоя любовь к этому произведению Профессора. И думается, читателям тоже будет интересно тебя послушать. 

 ─ Вот и славно. ...Но зайду издалека.

─ Давай, излагай.

─ Английская литература имеет свой шарм. И любители средневековых историй, несомненно, поймут красоту "Хоббита", основанного на мифических сказаниях.
Данная книга Дж.Р.Р.Толкина хорошо известна многим еще из далекого прошлого. Она являет собой некое начало, введение в мир "фэнтези", тайной природы, сказочных лесов, полян и еще чего-то, что не описать словами. Повесть привлекает своей неповторимой простотой и красотой слога. Хотя собственно сюжет может показаться обычным относительно многих других сказаний и выдуманных историй. Однако в обсуждаемой книге есть что-то необычное и неповторимое!

Тут стоит обратить внимание на те приятные и необычные моменты, появляющиеся с самого начала повести, которые могут "остаться за кадром" при первом прочтении. Взять, к примеру, нору под землей. Интересно, почему эти существа, хоббиты, о коих Толкин пишет как о доброжелательных и тихих, стараются не просто никому не мешать да спокойно жить-поживать, а норовят именно спрятаться? Ведь это несколько несопоставимо с их описанием как любителей пеших прогулок и садов с цветами. И старенький мультфильм "The Hobbit" 1977 года, кажется, очень правильно отображает идею о не такой уж безмятежности и тишине далекого прошлого – полет коричневой листвы на фоне утренней свежести сразу придает картине соответствующее настроение.