А ведь история, по книге, начинается весной, в апреле – но в мультфильме уже поздняя осень и кружатся листья. И думается, что это – не ляп, а режиссерский прием, создающий при помощи визуального ряда и соответствующей музыки атмосферу тайны, тревоги и легкой грусти.
Обратим внимание еще на одно "стечение обстоятельств" – немалое наследство Банго позволяет его сыну, Бильбо, ни в чем не нуждаться до конца своих дней. Не хватает лишь приключений, которые явились для главного героя смыслом жизни в дальнейшем. Благоустройство и комфорт бытия хоббита привлекают внимание – быть может, Толкин по жизни мечтал о приключениях? Ведь характер персонажа отображает сущность Профессора, о чем прямо сказано в "Письмах". И коль он сам явился прототипом хоббита при написании книги, тогда здесь мы имеем дело с проявлением тайных желаний автора...
Есть еще несколько интересных моментов, заставляющих крепко задуматься. Например, нелюбовь к восхождению по лестницам. Что это – какой-то миф или же настроения автора? А практически полное отсутствие эпизодов, связанных с работой как таковой, видимо, говорит не столько о "свободе выбора", сколько о ненужности этих занятий...
Да и сам наш хоббит оказался сложным персонажем. Он, вроде бы, является большим любителем прогулок, садов и цветов. Но при этом – отъявленный домосед, эгоист и куркуль. У мистера Бэггинса всегда есть запасы, имеются кексы и пиво. И как-то совсем не странно, что он живет один, без спутницы. Помните его "любовь" к гостям. А зачем нужны гости-то – от них сплошные убытки и неудобства. Куда приятнее пускать колечки в тишине и одиночестве, что хоббит очень любит. Тем не менее, он не лишен доброты и благородства.
Благородные настроения вообще присутствуют по ходу всей повести.
Меня больше всего вдохновил замечательный инструментальный ансамбль и душевные песни гномов в гостях у Бэггинса. Я с превеликим удовольствием принял бы участие в таком действе, но, увы. "Они приволокли две виолы ростом с себя и арфу Торина, закутанную в зеленую материю: арфа была золотая и красивая; и когда Торин ударил по струнам, все заиграли тоже, полилась такая неожиданная, такая сладостная, мелодичная музыка, что Бильбо позабыл обо всем и унесся душой в неведомые края, туда, где в небе стояла чужая луна – далеко по Ту Сторону Реки и совсем недалеко от хоббичьей норки Под Холмом". Эти слова тронули душу и породили поэзию – мне захотелось сыграть и сопережить что-нибудь столь же красивое.
Описания природы, особенно тех мест, куда не ступала нога человека, у Толкина потрясающе красивы. И опять же, он сам очень любил прогуливаться на лоне природы. Видимо, эта тихая красота и являлась источником его творческого вдохновения, озаренности и веры в лучшее.
Можно обратить внимание на другие мелочи – например, на наличие кочерги и совка возле камина Бильбо. Как бы не было старо описание мира "Туда и обратно", оно все же затронуло вещи насущные и неотъемлемые в реальной действительности. Хотя, многое, конечно, зависит от перевода книги. К примеру, заметил, что в одном из русских текстов гномы поднесли ошарашенному Бэггинсу в самом начале книги, после его пронзительного вопля, стаканчик вина, а в другом – пива. Переводов много, но мне более всего нравится работа Н.Рахмановой по изданию J.R.R.Tolkien, The Hobbit. London. Unwin Books. 1937.
Гномы описываются совсем иными существами, они – трудолюбивые мастера, создатели материальных ценностей, при этом очень своенравные и скупые, склонные к накопительству. Привычка жить одной большой семьей, общий труд, старательность и
упорство – вот их основные черты. Наверно, всем известен такой тип людей. Интересно, не с них ли писатель "срисовал" своих гномов?
Хочется напомнить о генезисе слова "гном" у Толкина. Не буду останавливаться на этом вопросе, но и забывать о нем совершенно не нужно...
Эльфы – самые красивые персонажи, волшебные и потаенные. Кстати, в "Хоббите" они представлены наиболее традиционно (в других произведениях Профессора с ними могут сравниться лишь "преображающиеся эльфы"). Мне очень нравятся их любовь к веселью, созданию вещей нематериально прекрасных и удивительных. Не говоря про дворцы эльфийских королей, где не прекращаются пиры, вино