Мысли вслух

льется рекой, и царит праздное безделье. Кто бы из нас не хотел так жить?!

Гоблины, орки и тролли – представители темного мира. Очень колоритны три тролля, представленные недалеко от начала повести, – Вильям, Берт и Том – разбойники, мародеры, людоеды, имеющие при себе говорящие кошельки и склонные прятать и накапливать ценные вещи в схронах и тайниках. Таких персонажей тоже можно встретить в реальном мире. А вот их боязнь дневного света и превращение в камень имеет глубокие мифологические корни. Еще, оказывается, тролли бывают и с тремя головами.

Вскользь упоминается темный волшебник Некромант. "Хоббит" относительно него немногословен – интрига рассеивается лишь в последующих произведениях.

И вот однажды ранним апрельским утром хоббит вместе с гномами и Гэндальфом отправляется в путешествие. Более чудесного начала и придумать невозможно. Однако ясная погода и благостное настроение длятся недолго. Оказывается, существуют проблемы и в мире грез: проливной дождь, отсутствие еды, встреча с троллями, прием у Верховного Гоблина и др. Но хорошо то, что хорошо кончается.

Потом появляется Голлум – скользкое и мерзкое существо. Ему бы музыкальный инструмент какой, а то ведь скучно постоянно сидеть в темной пещере. Игра в загадки показалась мне более чем интересной - автор применяет здесь прием, многажды запечатленный в традиции. Бэггинс стащил Кольцо – и пришлось Голлуму самому отправляться на поиски сокровища. И судя по следующим книгам, этому созданию пришлось многое пройти и в конце кануть в самую бездну. Такова судьба – у каждого своя...  

Черный лес сравним с нынешней тайгой. Неужели когда-то точно такой же была практически вся Европа? То, что Толкин имел в виду именно

такой глухой лес, понимает каждый, кому случилось бывать в тайге. Стена деревьев, переплетенные ветви, сплошной бурелом, полумрак с игрой света и тени, грибы и растения необычных размеров, форм и цветов, множество пауков и других насекомых, порой совершенно невообразимых... Места такие страшны. Но и там есть своеобразная красота.

Сей темный лес контрастирует с обжитым ландшафтом, природу коего Толкин описывает тоже удивительно красиво: заиграл "теплый весенний ветерок" и "ивы по берегам закачались и зашелестели"... Естественно, все эти высокие фразы останутся вечно живыми. Ведь ценность книги заключается в мистических флюидах, стоящих за такими выражениями как "талант", "творческое вдохновение", "величие основной идеи", "красота слога" и т.п. Ну а "доступность жанра", "простота сюжета и изложения" лишь усугубляют дело.

─ Как хорошо сказал! Да и подметил многое очень точно... Давай, теперь перейдем к вопросам?

─ Давай, попробуем. Но буду стараться отвечать не очень развернуто, дабы совсем не утомить читателей.

─ Итак... Отечественная "Википедия" говорит, что ""Хоббит..." родился из сказки, сочиненной Толкином для своих детей". А чем, дорогой Павел, является это произведение для тебя?

─ Отчасти можно согласиться, что "Хоббит" родился из сказки, сочиненной Толкином для своих детей. Но все же это – поверхностное мнение тех, кто не задавался целью проникнуть в идею и разобраться во всех деталях повествования, а также соотнести их с таковыми в более поздних произведениях и сопоставить дату издания "Хоббита" со временем рождения того же "Сильмариллиона". Для меня повесть явилась глубоким началом, введением в мир волшебной красоты, идеи находить и ценить духовное удовлетворение в простых вещах.

─ Существует мнение, что Толкин в своих трудах описывал Древнюю историю Земли, где

эльфы, гномы, хоббиты и др. когда-то жили бок о бок с людьми, и таким образом попали в предания и сказки. Что ты можешь сказать относительно этого?

─ Это вполне можно допустить. Прошлое время пестрило необычными личностями, всяческими ведьмами и волшебниками. Взгляните на нынешний мир, иной раз возникает ощущение, что все эти персонажи живут и сейчас.

─ Существует и иное мнение, что Толкин лишь дифференцировал фейри, максимально приблизив к людям. Веришь ли ты в существование фейри и как тебе такие воззрения?

─ Больше нет, чем да. Я думаю, что Профессор при написании своей книги отобразил явления своей жизни, но под своеобразным углом и волшебным началом. Почитав биографию, можно увидеть, что Толкин сам любил волшебные истории, прогулки и раздумья на лоне природы.

─ Говорят, что работы Толкина исполнены глубокого символизма. Как ты полагаешь, так ли это?

─ Определенно! Ведь все его истории густо замешаны на старых мифах.

─ Сюжетная линия "Хоббита" представляет из себя "ходилочку" или, как сейчас принято говорить, "quest". А ты б смог бросить все и выдвинуться невесть куда, незнамо зачем, о высокой вероятности не вернуться?

─ Такое ощущение, что скоро действительно могу сгинуть и не вернуться в духовном плане. Иной раз просто сильно устаешь, и хочется выехать куда-нибудь на природу, посидеть на берегу реки и послушать, как шумит вода...

─ Такого рода хождения известны повсеместно. А как бы ты классифицировал данное приключение?

─ Почему-то с самого момента знакомства с "Хоббитом" он очень напоминал поход или турслет. И лишь гораздо позже мне стало известно, что если не вся история, то ее часть (путешествие Бильбо по