Исследования

Автор выражает благодарность Acantharia, Radhruim, Aurin Thelassiel, за оказанную помощь в отыскании материала и моральную поддержку.

 

Часть I: Об «эльфийском феодализме», энвайронментализме1 и «технологическом развитии эльфов»

Общепринятым в среде исследователей Легендариума Дж. Р. Р. Толкина и поклонников ролевых игр считается взгляд на эльфов Арды как на цивилизацию глубоко архаичную, цивилизацию средневековую, феодальную по своему уровню развития. Это явление носит настолько массовый характер, что практически не ставиться под сомнение. Характерный пример — статья К. Кинн «Размышления об эльфийском феодализме»:2


1. Энвайронментали́зм или инвайронментализм (англ. environmentalism от environment — окружающая среда, природа) — социальное экологическое движение, распространившееся в XX веке в европейских странах, направленное на усиление мер по защите окружающей среды, а также теория управления социально-экономическим развитием и окружающей средой, считающая человечество частью биосферы и утверждающая необходимость преобразования природы в интересах человека, отрасль науки, сформировавшаяся в середине XIX века, когда под этим словом понимался ряд новых идей о том, что люди развиваются в значительной мере под влиянием окружающей среды. http://ru.wikipedia.org/wiki/Энвайронментализм

2. http://www.kulichki.com а также смотри Кинн К. Тезисы доклада к вопросу об эльфийском феодализме // Палантир. Январь 2003 (36). С. 22-24 — http://www.tolkien.spb.ru/Pal-36.pdf

Эльфийская сверхцивилизация

"Итоги подведём. У эльфов правитель и предводитель называются разными словами и различаются. В целом картина выходит такая, что раздача земли вторична по отношению к личным связям. Феанорингам и Финроду земли даровал не Финголфин, а Тингол — но Верховным Королём они считают Финголфина. Однако это случай единичный и межнациональный. Устройство королевства Финрода показывает, что кто землю дал, тот и сеньор. Или — кто признал сеньора, тот ему и землю отдал во власть. Это, видимо, нолдорская модель. Вообще у Толкина чистой воды идеальный феодализм. Вроде бы и пирамида вассалитета есть — но и куча привилегий и исключений (синдар, живущие в нолдорских королевствах). […] У Толкина, как водится, всё на месте, только переставлено справа налево. Для европейского феодализма первично владение землёй, каковое и обуславливает вассальные и прочие отношения. В Средиземье первичны

отношения — а землю дают потом, как приложение".

Аналогичной позиции придерживается ряд других авторов. Так, М.А. Филимонова, говоря о развитии государственности и общественных отношений в мире Толкина, замечает:3

Что касается политического строя, то здесь мы встречаем только одну его форму: наследственную монархию, которая явно воспринимается автором как «нормальная» модель государственности. […] С точки зрения современных критериев (наследственный и пожизненный характер власти), Гондор, каким мы его видим во «Властелине колец», остаётся государством монархическим, хотя формально наместники на титул короля не


3. Филимонова М.А. Элементы социальной утопии в творчестве Дж. Р. Р. Толкина. http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv