Исследования

Саруман когда-то был в числе Мудрых, но его изгнали, и теперь его мудрости хватает лишь на то, чтобы не доверять оркам. Мудрость — благо, а знание — компетенция Сарумана — зло. Поэтому путать одно с другим — это главное отступление от толкиновской философии знания.

Далее пишет:

Злой потенциал знания — одна из главных повторяющихся тем у Толкина. Наиболее чётко он просматривается в его пренебрежении к механическим продуктам знания. […] Толкин использует слова металл, колеса, механизмы и машины всегда в отрицательном контексте. Древобрад говорит о Сарумане: «у него вместо мозга механизм из стали и колёс». […] Беорн — положительный, хотя и загадочный персонаж, с другой стороны, вообще обходился без вещей, сделанных при помощи кузнечного ремесла, и в его доме, кроме ножей, почти ничего металлического не было.

Ещё одно интереснейшее замечание относительно Кольца и идей Сарумана, которыми он, по толкиновской логике, должен был искушать Гэндальфа:

Злой потенциал знания — это также и библейская тема. […] Искушая Гэндальфа, Саруман называет знание одной из трёх целей, которых они могли бы достичь совместными усилиями: «Мы можем выжидать благоприятного случая, можем, затаив свои мысли глубоко в сердцах, сокрушаться о причиняемом иной раз зле, оправдывая, однако, высокую конечную цель — Знание, Право, Порядок».

Очередная чудесная толкиновская ремарка относительно права, порядка, знания как противоположности мудрости. Каково а?

И снова Марк Хукер возвращается к противопоставлению «мудрости и знания» у Толкина:

Для Толкина Мудрость — положительная черта, компетенция истари и эльдар. Знание — отрицательная черта, компетенция Сарумана и Саурона. Жажда знаний стала причиной падения эльфийских кузнецов и причиной изгнания из Рая Адама и Евы. […] В контексте с rule and order (право и порядок) слово rule (право) может напоминать о выражении общественный правопорядок, что является синонимом законности и правовой нормы.

Вместе с тем крайне важно отметить то чрезвычайно увлекательное обстоятельство, ускользающее от внимания большинства толкинистов, что вопреки чётко, последовательно и строго сформулированной воле Автора, по чистым текстам as it is, без авторских оценок, при вдумчивом разборе и сравнении с современным технологическим уровнем, у Толкина выходит не просто несколько не то, а совсем противоположное. И данный факт я берусь доказать в своём исследовании.

Сторонники противоположного взгляда малочисленны, и можно сказать, даже маргинальны.

Искусство эльфов

В качестве иллюстрации могу привести слова Хельги Липецкого:

Валинорские нолдор перед Исходом — это цивилизация, в научном развитии опережающая известное нам современное человечество, что находит отражение также и в практически используемых ими технологиях, и в некоторых культурных явлениях. […]

Общая историческая канва у Толкина содержит многочисленные указания на стремление эльфов к познанию Арды и, отдельно, на глубокие знания нолдор в области «физики» мира. Часто у нас в фэндоме это интерпретируют как некие интуитивные, выстраданные «знания души», которые невозможно сформулировать и передать другим; однако такая трактовка полностью ошибочна: в текстах содержатся указания на то, как одни эльфы учили технологиям и технологическим секретам других эльфов (или не учили, хотя могли бы): примером могут служить митримские плащи, знания Мейглина, обучение второй группы посланников Тургона корабельному делу etc. Таким образом, научные знания эльфов — это настоящие знания, а не какая-нибудь мистично-эзотерическая сокровенно-душевная муть (класса «это магия, детка!»). Остаётся определить объём и характер этих знаний.

Таким образом, в настоящем исследовании автор берётся доказать, что в книгах Толкина есть достаточно оснований для постановки под сомнение взгляда на эльфов как на цивилизацию архаичную. И даже более того, говорить о наличии ни больше ни меньше цивилизации эльфов, стоявшей наравне с современным XXI веком, и даже превосходившей его.

В качестве метода исследования автором взято сравнение описанных в текстах Толкина технологий эльфов с технологиями известными нам в современности.

 

Окончание в следующем номере  

Оставить комментарий