Исследования

претендовали. В формационном отношении Гондор конца Третьей Эпохи, пожалуй, ближе всего к европейскому феодализму.

Из заметки Е. Потапова «Дрогнет Запад и дрогнет Восток»:4

Прежде всего, что это за мир — Средиземье? Это феодальный мир, мир королей, царств и лендлордов, процветающих за счёт эксплуатации крестьян и грабежа соседей. Рано или поздно феодальный мир должен отмереть, уступить новым, более прогрессивным общественным отношениям. […] не подчиняясь жестоким феодальным властителям и не поддаваясь эльфийской магии, толкнуло многих людей выступить против сил Света — тем более что именно на стороне Тьмы есть материальные условия для развития цивилизации. На сторону прогресса, в конце концов, переходит и наиболее прозорливый из Светлых — глава Светлого Совета Саруман. В сторонниках Тьмы, орках живет пытливый технический ум и неистребимая любовь к механике, к машинам.

Джон Молино, в своей статье «Мир Толкина: марксистский анализ»,5 приходит к похожему выводу:6

Общественные отношения Средиземья так легко


4. Потапов Е. «Дрогнет Запад и дрогнет Восток» — http://komsomol.narod.ru/culture

5. Джон Молино «Мир Толкина: Марксистский анализ» — http://livasprava.info/content/view/498

6. К сожалению, мне не удалось ознакомиться с другими статьями марксистов, на которые ссылается вышеуказанный автор — работы из журнала Historical Materialism: Volume 10, issue 4: Ishay Landa, «Slaves of the Ring: Tolkien’s Political Unconscious», Ben Watson, «Fantasy and Judgement: Adorno, Tolkien, Burroughs», Carl Freedman, «A Note on Marxism and Fantasy».

узнаваемы потому, что они (за одним важным исключением) по сути своей феодальны. Мы не живём в феодальном обществе, но феодализм как общественный уклад непосредственно предшествовал капитализму в Европе и сосуществовал с капитализмом во многих регионах мира даже значительную часть ХХ в. […] По Марксу, общественные отношения соответствуют определённому уровню развития производительных сил (технологии, труда и науки). Производительные силы Средиземья — решительно средневековые. Они не только доиндустриальные, они предшествуют раннему модерну: нет паровых двигателей или механических машин, нет книгопечатания, нет транспорта более развитого, чем корабли и лошади (кроме орлов, в крайнем случае); что очень важно, нет ружей и пушек (всеми имеющими место взрывами и фейерверками мы обязаны магии или колдовству). […] Нигде во «Властелине колец» эта иерархическая общественная структура не подвергается критике или сомнению в какой-либо форме, ни каким-либо отдельным персонажем, ни социальной группой, ни даже подспудно — логикой повествования. В истории Средиземья нет Уотов Тайлеров, Джонов Лильбернов или Томов Пейнов. Напротив, принятие традиционной и унаследованной власти неизменно является признаком «хорошего» персонажа, сопротивление ей — признак сторонника или потенциального сторонника врага. […] Вдобавок к этому через всю сагу проходит ещё один признак консерватизма, а именно вера в то, что всё вокруг уже не то, каким было раньше, что мир переживает упадок, что прежние дни были лучше, благороднее, более исполненными достоинства, героическими, чем дни нынешние. […] Первое, перед нами абсолютно идеализированное феодальное общество. Наиболее очевидная, фундаментальная особенность феодального и средневекового общества, а именно его бедность и, соответственно, бедность большинства населения, здесь просто заретуширована. […] Важно, также, что здесь нет эксплуатации или

систематического угнетения и рабства за исключением случаев, когда угнетателями являются Моргот, Саурон или его агенты и союзники. […] Ещё один фактор привлекательности «Хоббита» и «Властелина колец» в том, что мы входим в этот феодальный мир и идентифицируем себя практически на протяжении всей саги через хоббитов, в первую очередь Бильбо и Фродо, и Шир

Хоббит и Гэндальф

(а не через Единого, айнур и эльдар, как в значительно менее популярном «Сильмариллионе»). […] Но есть ещё один момент, и он наиболее важен. Это идеализированное представление о докапиталистическом, или раннекапиталистическом прошлом может послужить основой для критики современного промышленного капитализма. Маркс говорит об этом, в не слишком известном разделе Манифеста Коммунистической партии «Феодальный социализм»:

«Французская и английская аристократия по своему историческому положению была призвана к тому, чтобы писать памфлеты против современного буржуазного общества… Чтобы возбудить