Исследования

материал ирландских и других народных преданий об эльфах, а не Толкина. Поэтому, в рамках данного исследования может рассматриваться только как дополнительный источник по теме.

Ряд авторов, рассуждая об общественной структуре эльфов у Толкина, вообще обходят стороной данный вопрос.

Так Гуннар (Ворон) Уэтфилд в статье «Чьи в лесу шишки или размышления о принципах власти в эльфийском обществе»,10 хотя и отмечает, что «структура власти в эльфийском обществе чрезвычайно проста: это пирамида харизматического лидерства. То есть в каждой, даже самой небольшой группе есть некий бесспорный лидер», тем не менее, никак не затрагивает вопрос об общественно–экономических отношениях в эльфийском обществе.

Иван Котляров, профессиональный экономист, в статье «Очерки экономики Арды»11 пишет:

Предлагаемое вниманию читателей исследование экономики Арды направлено на исследование


10. Гуннар (Ворон) Уэтфилд «Чьи в лесу шишки или размышления о принципах власти в эльфийском обществе» // Альфирин. Лето 2006 (№5) — http://alfirin.ru/journal-05/Gunnar3.ht

11. Котляров И. Очерки экономики Арды, Часть I — http://tolkien-study.org/index.php/article-collection/301-kotliaroff-ivan-economics-1 — Впервые опубликовано в Палантир. Ноябрь 2006 (№51). С. 6-17 — http://www.tolkien.spb.ru/Pal-51.pdf
Котляров И. Очерки экономики Арды, Часть II — http://tolkien-study.org/index.php/article-collection/302-ivan-kotliaroff-economics-2 — Впервые опубликовано в Палантир. Декабрь 2007 (№55). С. 11-27 — http://www.tolkien.spb.ru/Pal-55.pdf

закономерностей и процессов, на которых базировалась хозяйственная жизнь Средиземья и которые носят достаточно общий характер. При этом я сознательно устраняюсь от анализа процессов социальных, чтобы избежать ненужных и, насколько можно понять, чуждых миру Профессора понятий общественных формаций, классовой борьбы, эксплуататорских и эксплуатируемых классов и т.д

Аналогичной позиции, придерживается другой профессионал — экономист Юлия Понедельник, в статье об «Экономике Арды»,12 где она полностью воздерживается от какого-либо анализа классовых отношений, общественно-экономической формации, ограничиваясь простым описательством экономических отношений.

С моей точки зрения, рассматривать какие-либо экономические отношения, не решив вышеуказанных вопросов (если вы, конечно, не используете цивилизационный подход) — попросту любительство.

Сторонники противоположного взгляда малочисленны. Так Вальрасиан в статье «Сказ о боярах царя Финрода или рассуждения Вальрасиана, историка-дилетанта, об эльфах, феодализме и иных высоких материях, представляющих интерес для достопочтенного читателя»13 замечает относительно общественного устройства эльфов:

Похоже это на эльфов? Вы можете всерьёз представить себе эльфийских вилланов, гнущих спину на эльфийского лорда? […] Значит, что бы там, у эльфов ни было, называть это феодализмом не стоит. Лучше поискать другое название. […] Общественное устройство эльфов — коммунизм, классическая утопия Мора и Маркса (если вам не нравится это слово, действительно изрядно дискредитированное иными из коммунистов, можете использовать термин «общинность», ибо от общины ессеев, христианского или буддийского монастыря


12. http://tolkien-study.or

13. http://eressea.ru/tavern7/inf-0029.shtml

описанный эльфийский социум отличается лишь большей экономической эффективностью. Но я бы не рекомендовал так поступать, напомнив, что ни одного коммунистического государства построено не было, а государства социалистические — суть совсем иное явление...). Возьмите в руки томик Ефремова или ранних Стругацких и перечитайте. Неужели бесшабашные исследователи из костылинской лаборатории не родственны мастерам Остранны?..

Гилдор, в интервью «Эльфийский ренессанс»,14 отвечая на вопрос корреспондента об эльфийском феодализме, говорит следующее:

Касательно «феодализма» и прочего «ретроидеализма» — не стоит путать реальную историю с трудами Мелори — в реальности всё было далеко не так пафосно и редко когда благородно — скорее с точностью до наоборот. Феодализм в первую очередь — социально-политическая структура, характеризующаяся наличием двух социальных классов — феодалов-землевладельцев и крепостных крестьян, экономически зависящих от них; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная лестница, построенная на системе взаимного вассалитета (то есть взаимных клятв вассала и сюзерена). Те, кто идеализируют феодализм, себя зачастую ставят на место «благородных феодалов», и не желают задумываться о такой мелочи, как бесправные крепостные. Но это тема отдельного разговора.

Касательно соотношений людей и эльфов, а также эльфов и власти. Дело в том, что эльфу власть как таковая, «в чистом виде», не нужна. В силу иного взгляда на мир, эльф властью тяготится и может принять её только как величайшую ответственность — исключительно в интересах своего социума, ставя его интересы и нужды сородичей выше своих собственных, когда власть


14. http://alfirin.ru/journal-16/Gil01.html