Исследования

сочувствие, аристократия должна была сделать вид, что она уже не заботится о своих собственных интересах и составляет свой обвинительный акт против буржуазии только в интересах эксплуатируемого рабочего класса. Она доставляла себе удовлетворение тем, что сочиняла пасквили на своего нового властителя и шептала ему на ухо более или менее зловещие пророчества.

Так возник феодальный социализм: наполовину похоронная песнь — наполовину пасквиль, наполовину отголосок прошлого — наполовину угроза будущего, подчас поражающий буржуазию в самое сердце своим горьким, остроумным, язвительным приговором, но всегда производящий комическое впечатление полной неспособностью понять ход современной истории».7
[…]

Вот подлинный ключ к массовой популярности Толкина, в том числе его привлекательности для хиппи Хейт-Эшбери. Потому что ЕСЛИ мы абстрагируемся от бедности, голода, болезней, эксплуатации, притеснения и т.д., Средние века действительно МОЖНО рассматривать как время более чистое и благородное, чем современный отвратительный мир фабрик, загрязнения, прибыли, стяжательства, вульгарного коммерческого интереса, дрянных товаров, рекламы и крайней отчуждённости, в некотором смысле так и БЫЛО. В реальной жизни, в реальной политике такая абстракция, конечно, невозможна и заканчивается трагедией (Пол Пот), фарсом (Полковник Блимп, новые друиды) или тем и другим одновременно (скажем, Муссолини), но в мире фантазии, в


7.  К. Маркс — Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии. Феодальный социализм — http://www.marxists.org

литературе и искусстве, это вполне достижимо.

Прекрасный пример, иллюстрирующий вышеуказанные слова К. Маркса, даёт Елена Хаецкая в своей статье «Сапоги выше Шекспира или о буржуазной фэнтези»8, где мир Толкина преподносится как идеал защищаемой феодальной фэнтези в противовес критикуемой буржуазной:

Если описан приём пищи, то это братская трапеза, и её ритуальное значение всегда подчёркнуто. За столом главенствует не содержимое тарелок и плошек, а серьёзная или задушевная беседа. Как жалеет стремительно эльфеющий Фродо бедного Горлума, над коим довлеет «вкуссненькая рыбка»! […] Героический буржуа совершенно не склонен любоваться красотами природы или творений рук человеческих. Он не растленный эстет, но суровый прикладник. […] Здесь М. Семёнова рисует язычников во всей полноте их ограниченности. Как пишет диакон Андрей Кураев, язычник не может просто видеть звёзды над головой: для него Млечный Путь — это молоко из грудей Геры, звезда такая-то — умерщвлённая нимфа такая-то, кровь заката — соитие богов. […] Никому из Братства Кольца не свойственно утилитарное отношение к прекрасным вещам и природе. […] Нет уюта для героического феодала. Распахнутое в бесконечность пространство и изливающийся с небес беспощадный свет. В свет уходят эльфы, и Гэндальф, и Фродо. Пин и Мерри становятся феодалами на обновленной земле — они по всей форме получили рыцарское посвящение, и теперь им глубоко неприятен буржуазный хоббитский мирок».

Надо ли уточнить, как далёк идеализированный сахарный мирок Е. Хаецкой от реального положения дел при феодализме?

Интересные экономические обоснования эльфийского общественного уклада, были высказаны


8. Елена Хаецкая «Сапоги выше Шекспира или о буржуазной фэнтези». http://www.telenir.net

Толвен в работе «Золото эльфов»:9

По сути это было скрытым рабовладельчеством. И рабовладельчеством относительно мягким, «семейным» — в легендах люди жили на правах обычных батраков, правда, платить им не платили. А что, если представить себе рабовладельчество широко применяющееся, причём именно в сфере золотодобычи? […] Можно представить эльфов и «добропорядочными» капиталистами, по образцу XVIII-XIX вв. То есть, предположить, что они не принуждали людей на них трудиться, а нанимали их за плату. Достоинством этой гипотезы является только некоторое обеление эльфов в людских глазах, на деле же все недостатки предыдущего предположения остаются в силе, а режим секретности эльфийского производства находится в ещё большей опасности.

Экономика эльфов

Вместе с тем, при анализе данной работы, прошу учесть, что вышеуказанный автор опирался на


9. Толвен. Золото эльфов, часть 1: Знаки и символы // Альфирин. Лето 2012 (№13) — http://alfirin.ru/journal-13/Tolven01.html

  Толвен.  Золото эльфов, часть 2: Генезис земного богатства. Золотая лихорадка по-эльфийски // Альфирин. Осень 2012 (№14) — http://alfirin.ru/journal-14/Tolven01.html