Культура

волшебными умениями.

Далее появляются гоблины и варги. Кто-то не из гоблинов64, возможно, Филадельфийский мужской хор геев (Philadelphia Gay Men’s Chorus65 поет песню "Пятнадцать птиц на пяти елях"/"Fifteen Birds in Five Fir Trees"). Вещь начинается до появления гоблинов, мы еще не видим хвойных деревьев и не подразумеваем о последующих забавах с огнем. Точно также начинается "Munchkinland Song"66 в то время, как Дороти еще летает в своем домике. По крайней мере, соблюдается последовательность песен – верно, Питер Джексон?

Гэндальф создает из шишки осколочную гранату, явно с помощью магической силы, прямо как в книге. (А ведь не на всех елках растут "шишки"? Хотя Толкин, думается, прекрасно ориентировался в Oxford English Dictionary – но кто я такой, чтобы с ним спорить? (На самом деле, он был временным суб-редактором 1-го издания OED, разрабатывающим историю и этимологию слов германского происхождения, начинающихся с буквы "w"). Гоблины поджигают деревья, песня усиливается, обретая смысл, и наши герои готовятся к смерти (кажется, Нарья, Эльфийское Кольцо Огня, дает Гэндальфу силу лишь для вызывания пожаров, но не для их прекращения).

Здесь Толкин обращается к его излюбленным deus ex accipitridae67 – гигантским орлам Maнве Сулимо, спасающим героев и в данной ситуации, и в Битве Пяти Воинств, и из Ортханка, и из взорвавшегося Ородруина, и из павшего Гондолина, и в Войне Гнева. И ежели ты – хороший парень из Средиземья, и бьешься в какой-нибудь битве, то можешь быть уверен, что вот-вот прилетят орлы и твои дела поправятся. Однако они ни в коем случае не понесут Вас и Ваших друзей в Мордор, чтобы бросить Кольцо в Расщелину Судьбы68.

У Ренкина/Басса хорошо вышли гигантские волки, а вот орлы получились не очень.

В общем, Гэндальф поднапрягся и с помощью волшебной силы призвал орлов. (В книге, у орлов входит в привычку держать зуб на злобных гоблинов и тянуться к огню).

Орлы

Сплошь-орлы выглядят глупо. Но можно ведь сделать страшных орло-соколо-грифов?

Орлы приземляются на окраине Лихолесья. И адаптация Толкина пускает по боку оборотня69 Беорна, Тома Бомбадила, Радагаста, Глорфиндела и иных важных персон70.

Потом Гэндальф уходит – его "ждут другие неотложные дела", которые, несомненно, займут не менее часа в версии Гильермо дель Торо. Причем, опять телепортируется! Что за хрень?

Но перед тем Гэндальф назидает Бильбо о необходимости ведения дневника их дальнейшего пути ("так я смогу указать на ваши ошибки",– сказано в этой адаптации, что (a) смешно и (b) весьма символично). Это позволяет Бильбо вести рассказ от своего имени дальше по фильму, хотя, как мне кажется, до того дела шли хорошо и без данного рассказчика.

В Лихолесье Бильбо назвает свой журнал "Туда и обратно". И сие "...обратно" упомянуто весьма бесцеремонно, ибо появляется в тот момент истории, когда еще не осуществлено "Туда...".

Есть здесь и очень приятный момент, способный вызвать слезы умиления, – Бильбо взбирается на вершину высокого дерева и видит бабочек, порхающих в солнечных лучах. Сцена – неважно анимированная, но очень эмоциональная. Смысл же ее крайне прост – Бильбо вдруг понял, что на самом деле прекрасное находится рядом; это можно сравнить с падением Бомбура в Зачарованную реку.

Пауки

Что за чушь? Заячьи уши? Громадные глаза? У паука – клыки? А это что за фигня?

И обратно в царство наркотических странностей: Бильбо сражается с гигантскими "пауками" – эдакими штуками с головой, насаженной на паучье тело. Уж не причастен ли ко всему этому делу парень, снабжающий мескалином71. Химерным паукам Бильбо противопоставляет свой меч, блики коего закручиваются вихрем калейдоскопических образов. Пауки офонарели от такого напора. Убежден.

Бильбо спасает гномов, метнув булыжником в самого первого паука. Тут веселую фишку придумали Ренкин/Басс – неужели нельзя бросить камень, не надев Кольцо? Какой в этом смысл?72

Битва с пауками анимирована совсем плохо. А ведь до сих пор, даже в сцене с бабочками, все было гораздо лучше. Неужто деньги заканчивались? Выходило время? Или еще что?

Теперь переходим от плохого к ужасному. Бильбо говорит: "Я попытаюсь их задержать. Спасайтесь в