Исcледования

присутствием и деятельностью в человеческом социуме.

 

***

История данного вопроса уходит своими корнями в Начало Времен, что явствует из серьезных различий одного из основополагающих и древнейших мифов — сказании о сотворении человека у различных народностей. Ученые уже давно обратили внимание на то, что в антропогенетическом мифе доминируют 2 различных материала — земля (глина, прах земной, перегной, попросту говоря грязь, иногда камень) или же растение (мандрагора, дерево, тростник или пшеничное тесто).

Например, в греческом «Физиологусе» обобщен и несколько переиначен общесредиземноморский миф о сотворении человека из мандрагоры (см. N2 «Палантира»). В скандинавской мифологии первые люди, Аск и Эмбля [др.-исл. Askr, «ясень», Embla, «ива»] созданы из деревянных прообразов, бездыханных и «лишенных судьбы», которые нашли на берегу моря боги-асы (Прорицание вельвы, 17-18; Видение Гюльви. 3). Схожие представления бытуют у кетов и айнов. У африканских гереро, родоначальницы двух фратрий этой народности вышли из дерева Омумборомбонга, считавшегося матерью и отцом перволюдей. По поверьям селькупов Западной Сибири, человек происходит из развилки березы. А нивхи Приамурья и Сахалина полагают, что происходят из лиственницы. Согласно воззрениям южноамериканского народа киче, мужчина создан из дерева ците, а женщина из тростника (Пополь-Вух. I.2-3). Славянские и балтские предания, подобно скандинавским и иранским, говорят о создании первых людей из дерева (А.Н. Афанасьев. Т.2. гл.ХIХ). Подобные представления не чужды были грекам и римлянам. По словам Гесиода (Труды и дни. 109-201),

3-ий род земных обитателей («медных») Зевс создал из ясеня. Пенелопа спрашивает неузнанного Одиссея: «Происходишь ли ты от славного дуба или от камней?» (ХIХ. 163). О людях, происходящих от твердого дуба и трухлявых пней (праха) упоминает Энеида (VIII. 314). В славянских сказаниях присутствует мотив первоначального творения человека из пшеничного теста, но неудачного, так как его съела собака. В других вариантах мифа, собака наоборот охраняла человека от посягательств диавола. Более поздние рассказы представляют в роли охранника архангела Михаила, который не доглядел, и Еву, вылепленную сначала из пшеничного теста, съела собака. В украинских и белорусских преданиях из пшеничного теста созданы паны, а мужики из глины — собака проглатывает созданного Богом из теста человека, Бог вытряхивает из нее панов (В.С. Кузнецова. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции).  В  XIX в. записана  легенда «О Ное Праведном», где спасшемуся после Потопа Ною «...Гасподь гаварить: «Ты мужика сваляй из глины, а гаспод из пшенишныва из теста...»» (А.Н. Афанасьев. Народные русские легенды. Новосибирск. 1990. с.92).

Считается, что лишь авраамические религии рассматривают первочеловека как сотворенного из глины. Однако, мифологи, этнографы и фольклористы наглядно показали наличие данного мифа от Западного Средиземноморья до Цейлона и самых отдаленных островов Тихого океана (Дж. Фрезер, М. Элиаде). Сотворение людей из глины или земли известно и в египетской мифологии — бог-творец Хнум лепит людей на гончарном круге. В греческой мифологии Прометей делает их из глины. У ирокезов Северной Америки божество Иоскеха лепит первых людей из глины по своему отражению в воде. Верховное божество догонов Амма тоже создал первую человеческую пару из сырой глины. У индоевропейцев тоже существовали представления о создании человека из земли; о чем говорят лингвистические данные: латинское слово «homo» —

«человек» происходит от «humus» — «земля», поэтому неслучаен эпитет человека — «земной».

 Тем не менее, даже в этом варианте мифа наличествуют 2 различных антропогенеза. Например, в преданиях южнокалифорнийских индейцев кахуилла демиург Мукат вынимает черную землю из своего сердца и создает из нее людей, тогда как Темайауит, вынувший из своего сердца белую землю, неудачно лепит из нее белых людей (наподобие двуликих янусов); когда же Мукат доказал ему неудачность его созданий, Темайауит, рассердившись, скрывается вместе с ними в подземном мире, пытаясь утащить с собой всю землю. Мотив создания «неудачных» или «чужих» людей имеется и в одном из вариантов шумерского мифа, где Энки и Нинмах сначала лепят из глины «удачных» людей, а затем, захмелев, создают «неудачных».

Энки и Нинмах - боги шумеров