Исcледования

В другом типе этого варианта мифа речь идет не о непосредственном сотворении людей из глины, а выходе в земной мир людей из-под земли. Согласно представлениям североамериканского индейского племени акома две богини узнали, что люди живут под землей; они вырыли яму и освободили людей (т.е. перевели их из подземного мира в земной). В мифологии индейцев зуньи Возлюбленные близнецы сходным образом прорыли ход в последнюю из четырех пещер нижнего мира, где обитали люди, и со временем через три остальные пещеры вывели их из темноты нижнего мира. В одном из шумерских мифов рассказывается, что люди раньше росли, как трава, под землей; бог Энки проделал мотыгой дыру в земле, и люди вышли оттуда. У народов Африки широко распространены антропогенетические мифы, согласно коим первые люди вышли из скалы, земли, ямы и даже термитника. Хотя у Гесиода (см. там же) назван обратный порядок вещей — 2-ой род земных обитателей (серебряных) Кронион засадил под землю из-за чрезмерной гордыни и отсутствия должного почтения к олимпийцам:

«После того поколенье другое, уж много похуже,

Из серебра сотворили великие боги Олимпа.

Было не схоже оно с золотым ни обличьем,

ни мыслью.

Сотню годов возрастал человек неразумным

ребенком,

Дома близ матери доброй забавами детскими тешась.

А наконец, возмужавши и зрелости полной достигнув,

Жили лишь малое время, на беды себя обрекая

Собственной глупостью:

ибо от гордости дикой не в силах

Были они воздержаться,

бессмертным служить не желали,

Не приносили и жертв на

святых алтарях олимпийцам,

Как по обычаю людям положено. Их под землею

Зевс-громовержец сокрыл, негодуя,

что почестей люди

Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим.

После того как земля поколенье и это покрыла,

Дали им люди названье

подземных смертных блаженных,

Хоть и на месте втором,

в почете у смертных и эти».

В некоторых антропогенетических мифах (американских индейцев, африканских, океанийских) сначала возникают волшебные существа-первопредки, от которых рождаются люди. В мифе индейского племени сиу демиург Суссостинако создает из паутины (или даже паучих) двух волшебных женщин, ставших прародительницами людей. Помимо названных паучих, человеческий генезис осложняют: темная женщина, женщина-тень, хозяйка земли и прочие оборотни, не всегда принадлежащие к женскому полу. Схожие моменты присутствуют и в библейской истории. Но обо всем по порядку.

Индеец сиу

Для внимательного читателя Библии едва ли останется незамеченным резкое противоречие между двумя рассказами о сотворении человека, которые изложены в 1 и 2 главах Книги Бытия. В 1-ой главе мы узнаем, как в 6-ой день Бог сотворил сперва всех земных животных, а потом людей и что люди сразу (!) были представлены мужчиной и женщиной. Таким образом, из этого рассказа можно заключить, что человек был последним по времени созданием из всех существ, живущих на земле — Бог сотворил сперва низших животных, а потом человеческие существа и что эти последние (мужчина и женщина) были созданы, по всей видимости, одновременно, причем оба в равной мере отражали величие их Божественного Оригинала. Так мы читаем в 1-ой главе (26-28):

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, <...> И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог...».

 То же самое еще раз сказано в 5-ой главе (5.1-2):

«...Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их».

Но когда мы переходим ко 2-ой главе, то мы находим здесь уже другой, прямо противоположный рассказ о том же самом акте столь большой важности (7-9, 15-25):

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. <...> И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева