Исcледования

Бегство Лилит на Красное море напоминает о древней вере иудеев в то, что вода притягивает к себе демонов (ср. Иов. 26.5). «Наказанные и непокорные демоны» также находили надежное убежище в Египте. Вот и Ашм'дай, который задушил шесть мужей Сары, бежал «в верхние страны Египта», когда Товий положил в курильницу печень и сердце рыбы и курил ее в брачную ночь (Тов. 8.3).

Договор Лилит с ангелами напоминает об обычае отвращать беду, принятом когда-то у иудеев. Для защиты новорожденного младенца от Лилит — особенно младенца мужского пола, пока он не защищен обрезанием — на стене родильной комнаты рисовали мелом или углем кольцо, а внутри писали слова: «Адам и Хавва. Лилит — прочь!» На двери так же писали имена ангелов Сеноя, Сансеноя и Семангелофа (значение этих имен неизвестно). Если же Лилит, несмотря на это, удавалось приблизиться к ребенку и приласкать его, он смеялся во сне. Считалось, что для отвращения беды надо ударить младенца по губам — и тогда Лилит исчезнет. Амулеты против Лилит были известны по всему ближнему Востоку.

Имя Лилит, как считается, восходит к вавилонско-ассирийскому слову лилиту («дух ветра») — одной сущности из триады, упоминаемой в вавилонских заклинаниях. Но еще прежде, в XX в. до Р.Х., она, вероятно, существовала как Лиллейк, судя по шумерской табличке из Ура с записью эпоса «Гильгамеш, Энкиду и нижний мир», который иногда включен в эпос «О все видавшем...» в качестве таблицы XII. Там она — дева («дева белозубая, сердце беззаботное»), живущая в стволе дерева хулуппу (вероятно, речь идет об иве), за которым ухаживала богиня Инанна (тождественна аккадской богине Иштар и угаритской Анат):

«В те предвечные дни...

Когда присуждали судьбы,
Когда Ан небеса унёс...
А Энлиль себе землю забрал...
Тогда, в те дни, одно деревце,
Единственное деревце, хулуппу-деревце [ива]
На берегу Евфрата чистого посажено.
(Когда)... древо взросло,
В корнях его змея, заклятий не ведающая,
Гнездо устроила.
В ветвях его Анзу[д]-птица птенца вывела.
В середине его Лилит-дева
Жильё себе соорудила.
Дева белозубая, сердце беззаботное».

(Шумерский миф «В предвечные дни, в бесконечные дни»).

Но в иудейской традиции более принята другая этимология, соотносящая Лилит с лай’ла ( לילה — «ночь»); поэтому она довольно часто появляется как крылатое ночное чудовище, как, кстати, и в арабском фольклоре. Соломон подозревал, что Царица Савская есть Лилит или ее потомок из-за ее ног — либо волосатых, либо с копытами, либо перепончатых. Об этих существах в XII в. писал рабби Мойше Бен Нахменна: «...демоны, называемые в Библии сеирим». Ведь согласно Книге Исаии (34.11-15), Лилит живет в обезлюдевших развалинах замков земли эдомской среди саиров [ שעיר , сеирим) — букв. «волосатый», то ли идол (ср.Лев. 17.72; Хрон. 11.15), то ли демон наподобие козла или кентавра; onokentauro, ex Septuaginta; в синодальном переводе — «леший»] , сов, шакалов, змей, коршунов (это — единственное упоминание Лилит в Каноне; синодальный перевод передает ее имя как «ночное приведение» и отождествляет с крылатым змеем).

Детей Лилит называют лилим [«ночные», или «принадлежащие Лилит»]. В Иерусалимском Талмуде благословение (из Чис. 6.24) начинается так: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя от Лилит!» А Иероним (Hieronymus. Commentarii in Isaiam. X. cap. XXXIV. vers. 8 seqq.) переводит слово «Лилит» как «Ламия» [Λάμια]. А Ламия с реннеантичных времен

представлялась как волшебная потусторонняя женщина, которую сопровождали нелестные эпитеты — колдунья, оборотень, суккуб, вампир, т.е. все те же «титулы», коими средневековые демонологи удостоили эльфов и фей.

 Ламия [лат. Lamia] и в эпоху классического элиинизма тоже было широкоупотребительным словом, обозначающим ведьму. Однако запутанная и довольно противоречивая информация говорит о глубокой древности названного персонажа. Согласно одному варианту мифа, Ламия была дочерью Посейдона и нимфы Ливии, по другому — царица Ливии [возможно, «Ламия» и происходит от «Ливии», или наоборот], возлюбленная Зевса и родившая ему нескольких детей. Гера из мести превратила красоту Ламии в безобразие, лишила ее сна, а детей убила. В отчаянии Ламия стала отнимать детей у других матерей. Ламия может возвращать свою прежнюю красоту, чтобы соблазнять мужчин и пить их кровь. Не имея возможности уснуть, она стала бродить по ночам и пожирать встречных людей, днем же скрывалась во мрачном подземелье. По другому сказанию, данным подземельем была пещера в горе Корфида, у подножия Парнаса. Там-то Ламию и убил Еврибат из земли куретов (коих иногда соотносят с серебряными людьми Гесиода) — она ударилась о выступ скалы, откуда забил источник Сибарида (нимфой коего и стала «убиенная»). В VIII в. до Р.Х. имя данного гидронима принесли в Южную Италию ахейцы-колонизаторы, выходцы из Пелопоннеса. Также, Ламия — древний город в Фессалии, названный в честь основательницы, мудрой и прекрасной. По версии историка Дурида Самосского (ок. 340-270), Ламия являлась дочерью Бела (Баала, Элла, Илу) и Ливии, которую полюбил Зевс, а Гера лишила разума, и она убила своих детей.

Африканский ритор Лактанций (ок. 250 – ок. 325) упоминает пьесу Еврипида (480-406 до Р.Х.) «Ламия», где о ней говорилось как о ливийской сивилле. Хотя, согласно мифам, от союза Ламии с Зевсом родилась сивилла Герофила.