Исcледования

познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».

Здесь говорится, что Бог сотворил сперва человека в образе мужчины, потом низших животных и после них, уже по позднее возникшему замыслу, женщину, создав ее из ребра мужчины. Порядок расположения творений по их рангу в обоих рассказах явно противоположный. В первом рассказе Бог начинает с рыб и продолжает творить по восходящей линии, переходя от рыб к птицам и зверям, а от них к мужчине и женщине. Во втором рассказе Его созидательная работа идет по нисходящей линии — от мужчины к низшим животным и от них к женщине, которая, очевидно, знаменует собой самую низшую ступень Божественного Творчества. И в этой второй версии ни слова не говорится о том, что мужчина и женщина созданы по образу Бога.

Столь резкие различия в повествовании пытаются объяснять тем обстоятельством, что они

происходят из 2 различных источников, впоследствии объединенных в одну книгу редактором, который якобы взял да связал оба рассказа, не удосужившись даже смягчить или сгладить противоречия (Дж. Фрейзер). Однако иудейские книжники с самых древних времен очень тщательно относятся к переписыванию Торы; и в данном процессе не может быть изменена, исправлена или просто непонятно написана ни одна буква! (Софрим). Поэтому, коль древний компилятор оставил оба отрывка в Пятикнижии, то на это была очень веская причина.

В 1-ой главе Книги Бытия, судя по всему, речь идет о 1-ой жене Адама — Лилит, упоминаемой в Свитках Мертвого моря, Книге Товита, Книге Пророка Исаии, Алфавите Бен-Сира, Книге Зогар, мидрашах (Ялкут Рубени и Бмидбар Рабба), а также различных старинных охранительных надписях и талисманах, причем не только еврейских.

В Ялкут Рубени (2.21; 4.8) сказано, что Бог по просьбе Адама создал Лилит ( לילית ), первую женщину, так же, как Он создал и самого Адама, только вместо чистого праха использовал ил. Из союза Адама с этой демонессой и с другой, подобной ей, по имени Неама (или Наама), сестрой Тубал-Каина ( תובל־קין — ср. Быт., 4.22 ), родились Ашм'дáй ( אשמדאי — Асмодей ) и еще множество демонов. Через много-много лет Лилит и Неама якобы пришли на суд Соломонов, скрывшись под обличьем иерусалимских блудниц (3 Цар. 3.16 и сл.). Имя Неама ( נעמה — букв. «приятная») трактуется раввинами как «поющая приятные песни идолам».

Согласно традиции, Адам и Лилит никак не могли ужиться вместе. Когда он хотел возлечь с нею, она обижалась, если он просил ее лечь внизу: «Почему я должна лежать под тобой? — спрашивала она. — Мы равны друг другу». Когда же Адам попробовал силой добиться от нее послушания, Лилит произнесла тайное имя Бога, взлетела в небо и исчезла (чего явно не умел Адам, поэтому постулат об их равенстве спорен). Тогда Адам пожаловался Богу: мол, женщина, которую Ты дал мне, бросила меня. Бог тотчас послал

ангелов Сеноя ( סנוי ), Сансеноя ( סנסנוי ) и Семангелофа ( סמנגלוף ) вернуть Лилит, и они отыскали ее на берегу моря, «в котором суждено было египтянам утонуть» (ср. Исх. 14). Там было множество похотливых демонов, и Лилит рожала более сотни лилим в день. Ангелы потребовали, чтобы Лилит возвратилась к Адаму, иначе она будет утоплена. Но демонесса ответила, что она создана только для того, чтобы насылать болезнь на младенцев. Однако Лилит поклялась, что если она когда-нибудь увидит имена этих ангелов или их изображения на амулете над новорожденным младенцем, то не будет трогать его. На этом они сговорились, а Бог наказал Лилит тем, что сто рожденных ею демонических младенцев умирали каждый день. Таковы данные произведения Альфабэт ди Бен-Сира (47), авторство коего традиция приписывает Бен-Сире (Иисусу, сыну Сирахову). А в мидраше Бмидбар Раба (16. 25) также сказано, что, когда Лилит не могла навредить человеческому младенцу из-за ангельского амулета, она обращала свою ненависть на собственное потомство.

Лилит