А сивиллы — это пророчицы, прорицательницы или ведуньи, от названия коих у кельтов появились слова «wicca», а стало быть, и «witch» (хотя возможен вариант независимого происхождения из общеарийского наследия), которых германцы величали алерунами, или альраунами. Ламиями называли также мстительных эриний [лат. фурии; созвучно с кельтским «фейри»], милостивых эвменид [или маний — протогреч. «иллюзий»; дочерей богини ночи Никсы — Nyx, сестер Эрота], оборотней мармолик (из свиты Гекаты, оборачивающихся в коров, собак или прекрасных дев; Алфито, Акко и Горго — первое имя очень любопытно, а последнее восходит к Медузе Горгоне, которую мы обсуждали в N1 «Палантира»). По народному представлению современных греков, ламиями называются упыри и вампиры, привлекающие, под видом прекрасных дев, юношей и высасывающие у них кровь (жизненную силу), их можно напугать погремушками, колокольцами и бубнами. В римское время было распространено убеждение об африканском происхождении ламий. Полагали, что кверху от пояса они имеют формы красивых женщин, нижняя же половина — змеиная (или рыбья, как у сирен и русалок). Некоторые называли их колдуньями, другие злобными монстрами, которые при помощи необычайно красивого пения или мелодичного свиста завлекали путников и пожирали их. Тем не менее, в Риме помнили об их божественном происхождении и даже устанавливали им статуи. Некоторым народам приписывали происхождение от ламий (ехидн) — этрускам, умбрийцам, македонянам, баскам, царским скифам, гуннам, некоторым кельтским и славянским племенам. В западноевропейских легендах Ламию изображали в облике змеи с головой и грудью красивой женщины. Она обитала в лесных чащах и заброшенных замках, совращала мужчин, сосала кровь,
убивала детей и домашний скот. Так что блаженный Иероним (ок. 345-420), будучи знатоком греческого и иврита, не зря в Вульгате отождествляет Ламию и Лилит, которая ассоциировалась с вампиром, ночным кошмаром, призраком-соблазнителем, как о том сказано в книге немецкого раввина «Emek Ha Melech» (1648).
Имя Лилит [шумерск. Лилу, Лилиту; аккадск. Ламашту] известно со II тыс. до н.э. по «Эпосу о Гильгамеше» (составленному еще раньше — не позднее IV тыс. до н.э.), также как и ее народ (потомки) — лилу, лилиту, лемнути, галле и др. Существует безымянная шумерская легенда (см. C.A. Moffat), где Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и ее темная суть. Так, слезы Лилит даруют жизнь, но ее поцелуи приносят смерть.
В Таргуме Иййоб (1.15) говорится, что Лилит была той самой демонессой, которая извела сыновей Иова. Кроме того, согласно традиции, Лилит была также царицей в Змаргаде и, возможно, в Саве. Имя города Змаргад, вероятно, ведет свое начало от греческого σμάραγδος [«смарагд»], т.е. от
полудрагоценного аквамарина, что может иметь намек на подводное жилище Лилит. Кстати, демон по имени Смарагос [Σμάραγος] упоминается в «Эпиграммах» Гомера (Homerus. Epigrammata. I.4; = Homeriopera. Ed. by T.W. Allen. Oxford. 1912. vol.5. р.213). И наконец, какое-то отношение это имя имеет к израильскому судье Шамгару [Самегару], сыну Анат (Суд. 3.31), — быть может, сыну той самой угаритской богини любви, девственной Анат, в честь которой был назван город Анатот [Анафоф]. Да и имя Сиррах (см. Сир.), видимо, имеет связь с названными выше сеирим [שעירים , «волосатых», «косматых», «козлоногих», «леших», называемых по-гречески Σάτυρος, «сатирами»], одного из которых повстречал в пустыни св. Антоний и узнал о широко распространенной вере Христовой средь этого народа (см. N1 «Палантира»). Именем Лилит или ее потомства — лилийот, лилин, а также сеирим, называли Царицу Савскую, именуемую также Альмакха, Билькис, Балкида, Салумифь, Македа, Царица Южная, Царица Йемена, наделившую Соломона волшебным кольцом, при помощи коего он стал повелевать зверьми и джиннами, построившими Храм в Иерусалиме.
Лилит, в отличие от Адама, избежала смерти, поскольку они расстались задолго до грехопадения. Лилит и названная выше Неама не только душат младенцев, но и соблазняют сонных мужчин, из которых любой, спящий в одиночестве, может стать их жертвой (Вавилонский Талмуд, Шаббат.151b).
Греческие ламии, которые соблазняли спящих мужчин, пили их кровь и ели их плоть, как делали Лилит и другие волшебные дамы, известные под именами эмпус и мормолик. Греки считали их детьми Гекаты. Барельеф эллинских времен показывает обнаженную Ламию, оседлавшую спящего на спине мужчину. Это очень интересно для цивилизации, в которой женщины считались движимым имуществом и потому должны были занимать место внизу во время сношения, от чего отказывалась Лилит (см. выше). Согласно Апулею, жрицы, поклонявшиеся Гекате, занимали верхнее положение.