Мифология

А. Чернов (г. Киев)
- врач, историк, мифолог,
исследователь Традиции фейри,
гл. редактор журнала "Палантир".

 

"...по обычаю мира сего, по воле князя,
господствующего в воздухе, духа, действующего
ныне в сынах противления..."
Св. Апостол Павел

 

"Параллельно пути черный спутник летит,
Он утешит, спасет, он нам покой принесет.
Под шершавым крылом ночь за круглым столом..."
Я. Дягилева

 

"...блестящий метеор, летящий по воздуху, представлявший собой огненное кольцо или обруч, в котором стояли красиво одетые мужчина и женщина небольшого роста. <...> Когда обруч достиг земли, эти два существа выскочили из него, и, только ступив на землю, сразу же пошли по кругу. И как только это произошло, тут же появилось большое количество мужчин и женщин, заиграла сладчайшая музыка, которую трудно описать, и они начали танцевать в круге. <...> Все вокруг было освещено слабым светом <...> Однако снова появился тот метеор <...>, прилетевшие леди и джентльмен прыгнули в обруч и исчезли так же, как и появились".

Э. Оуэн

 

Давно было замечено, что в сложные времена в человеческом социуме обязательно повышается интерес к истории, мифологии и фольклору. Данному процессу непременно сопутствует паранормальная активность и увеличение числа всевозможных феноменов и аномалий. Все это имеет место в нашей сегодняшней жизни. И новая работа известного

О "ведьминых кругах" и новой статье Ильи Бутова

белорусского исследователя паранормальных явлений И. Бутова является весьма актуальной. Ибо как раз и посвящена таким вещам. Статья повествует о старинном и часто отмечающемся в наши дни феномене "колец фейри", "кругов вил" или "ведьминых кругов", о его мифологических и фольклорных характеристиках и о связанных с ним приметах и магических приемах.

В статье перечислены многие потусторонние

существа, с коими мифология и фольклор ассоциирует появление кругов: у славян за это ответственны русалки (они же - фараонки, мелюзины, водявы, поветрули, погорки и др.), мавки (навки, нэйки и др.), вилы (виды, самовилы, самодивы, дивожены, дивии, дивы и др.); у германцев - альвы (или эльфы, они же - кобольды и цверги, за которыми позже закрепилось наименование гномов), феи или фейри (имеющие в Британии массу своеобразных и специфических названий). Хотя сюда стоит добавить леших, домовых и иных представителей славянского фольклора, полюбляющих всевозможные завивания (травы на полях, ветвей и даже стволов деревьев, волос людей, грив животных и т.п.). Здесь же следует вспомнить сидов кельтских преданий (происходящих от Детей богини Дану и имеющих также массу эвфемистических наименований). В греко-римской мифологии им соответствовали корибанты, сатиры, силены, тельхины, дактили, нимфы, сирены, паниски, фавны, сильваны, лары, маны и т.п. Древние евреи именовали их сеирим, шеддим, рефаим, гирим, лилин и др. А арабы - гуриями и джиннами (последних подразделяли на (а-)ифритов, гулов(-ей), кутрубов, силатов, маридов, джилланов, джаннов и собственно джиннов). В кавказских и азиатских преданиях им соответствуют пери и дэвы. В шумерской мифологии - аннунаки и лилу (алу, галлу и др.). Их аналоги были известны всегда и повсюду. Это преимущественно представители "низшей мифологии". Хотя, многие такие существа имели божественный статус.

Сии сущности именуются стихиалями и элементалами. Неслучайно сирен, фей, русалок и вил часто изображают как полурыб и полуптиц (или же с крыльями бабочек, мух, стрекоз). И согласно народной молве, внутри смерча непременно сидит эльф(-а) или ветреник, витреница, поветруля и др. (т.е. вила или русалка). Они являются и хозяевами Вод (колодцев, родников, рек, морей). Но им подвластны не только Водная и Воздушная стихия. Обязательна связь и с Огнем. Неслучайно, одним из вариантов "вилиной стрелы" является молния. Вообще, с