средь людей. Хотя, об этом прямо говорят Книга Бытия и Книга Еноха. Ведь кто такие локапалы (санскр. लोकपाल) и архонты (др.-греч. ἄρχοντες)? Все те же локальные гении. Эгрегоры же - не просто "стражи" (др.-греч. ἐγρήγοροι), а те самые, енохические! Которых Славянская Книга Еноха (2-ая Книга Еноха, Книга тайн Еноха) называет "григорьи" и характеризует как блудников и богоотступников.
В своей статье И. Бутов точно подметил и принцип подобия, лежащий в основе любой магии. И здесь снова уместна пара цитат А. Штейнгольд: "В симпатической магии известен прием, когда присутствие потустороннего существа провоцируется посредством манипуляций его атрибутами или путем имитации характерных для него действий. Представляется вероятным, что совершая описанные действия (например, используя витье венков), наши предки стремились к контакту (с целью задабривания или какой-то иной) с теми божествами потустороннего мира, которых считали "кривыми", в частности, с вилами-русалками". С другой стороны, существовал ряд "табу на совершение вращательного движения - в некотором роде значимое отсутствие, использование того же символического кода с противоположным знаком - наблюдается в период весенне-летних праздников в отдельных уголках России. <...> есть основания видеть в них отголосок некогда широко географически представленной апотропейной магии, направленной против зловредной деятельности покойников в период их наибольшей активности". Точно так же при опахивании деревни женщины имитировали хворей, лихорадок и др. (т.е.
соответствующий союз с иным миром. Вот почему авраамические религии столь негативно относятся к любому колдовству. "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" - говорит св. Матфей Евангелист. И данный вопрос тут вообще стоит ребром! Причем, никакой "белой магии" просто быть не может. Ведь, причина нанесения вреда и его устранения заключается в манифестации одних и тех же существ (самостоятельной или при посредстве своих служителей). Ну а устранение негатива в львиной доле случаев сопровождается лишь его передачей другим людям. О чем повествует множество мифологических и фольклорных источников.
"Танец фей" - все смешалось: феи, ведьмы...
J.C. de Plancy. Dictionnaire Infernal. Paris. 1863. р. 1.
Поэтому, никак нельзя согласиться с утверждением автора относительно того, что на сегодняшний день существуют лишь "фрагментарные свидетельства, касающиеся славянской мифологии, связанной с т.н. "ведьмиными кругами"". Ведь, древне-/старославянская литература является богатейшей! И известно немало текстов, содержащих соответствующие мифологические сведения. Безграничны материалы, собранные фольклористами и этнографами. Множество из них
несет целевую информацию. Трудно переоценить значение исследования Волшебных сказок (англ. Fairy tale, нем. Märchen и др.). А также лингвистики. Ведь, речь - самая древняя мифология. Немало интереснейших книг, диссертаций, статей написано в области компаративной мифологии. В обсуждаемой теме невозможно разобраться без трудов алхимиков, мистиков, оккультистов, а также западноевропейских инквизиторов. Важны исследования в области символизма и литературоведения. Сюда следует присовокупить психологию. И конечно же, дисциплины, изучающие паранормальные явления. Однако, верное восприятие всей этой информации и понимание сути предмета невозможно без Священных Писания и Предания!
В данной области на Западе уже достигнуты определенные результаты. Выше уже был упомянут Ж. Валле, обозначивший тесную связь НЛО с фейри. Практически к сходным выводам пришли Дж.А. Киль, Д. Айк, Н. Редферн и мн.др. К сожалению, мы пока несколько отстаем от западных ученых. Ибо в начале XX в. психические исследования и подобного рода изыскания были засекречены. И лишь в конце 80-х А.Л. Кульский открыто заявил о том, что ответы на вопрос НЛО находятся в трудах мистиков и оккультистов. Во время советской эпохи в СССР хоть и было напечатано много мифологического, фольклорного и этнографического материала, но вместе с тем, и в данной области имелось немало запретов. Например, главный труд А.Н. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу" переиздали в самом конце ХХ ст. - только в 1995 г. А в 1981 г. Ю.М. Медведеву с большим трудом удалось издать лишь сокращенный до 1-го тома вариант сей работы под названием "Древо Жизни". И это при личной поддержке самого Ю.В. Андропова! Хотя,