Мифология

колосья срезаны". Ровнехонько и практически на одну высоту. Как будто скошены неким лучом. Какие тут град или буря? Хотя растения бывают и просто примятыми, сломанными. Возможен и иной вариант - стебли остаются целыми, согнутыми в месте сочленений! Но в любом случае, ступить на такую дорожку не согласиться ни один селянин. Во избежание неприятностей, хворей и даже смерти. По тем же причинам опасаются и "заломов".

Все сказанное относительно "прожина" справедливо для "ведьминых кругов". Автор абсолютно верно видит здесь "схожий эффект" и приводит пример дьявола-косаря из английской брошюры 1678 г., повествующей о его необычайном "искусстве уборки урожая", расположении соломинок "с точностью, которая заняла бы века у любого человека" и отмечающей, что владелец поля "боится их убирать". Как тут не вспомнить славянскую полудницу с косой. Или немецкую Мать хлеба, тоже имеющую самое прямое отношение к пользующимся дурной славой полосам в поле. Или подземную эльфу, Деву Рожь, убивающую косаря в одной из историй, приводимых К.М. Бриггс.

Человек извлекает своего друга из Круга фейри

Человек извлекает своего друга из Круга фейри.

W. Sikes. British Goblins. Welsh Folk-Lore, Fairy Mythology, Legends and Traditions. London. 1880. р. 74.

Практически в то же самое время появилось другое описание сходных колец, сделанное Р. Плотом, который в своей "Естественной истории Стаффордшира" (1686) приводит немало гораздо более ранних примеров и говорит о народных воззрениях, связывающих явление с эльфами-фейри и сборищами демонов и ведьм. Он лично видел и исследовал множество "fairy rings". Причем, некоторые были достаточно большими и имели сложную форму. Так что, кольца фейри, круги русалок, вилины коло (или самодивские (х)оро), круги ведьм являются ни чем иным, как пресловутыми Кругами на полях (англ. Crop circle, нем. Kornkreise и др.), связываемыми современными уфологами с манифестацией "инопланетного разума". И здесь, в принципе, все будет верно, если слово "инопланетный" сократить до "иной". Ведь, например, Книги Еноха (1-3) и сопутствующие источники содержат немало космических реминисценций, связывая оные с падшими ангелами, или Стражами. В глубинке же к этим затейливым пиктограммам по сей день сохраняется соответствующее отношение. Да и называются они по-прежнему: "ведьмины/русальи кольца" - у нас, "fairy rings", "devils twist" - в Англии, "hexen-/elfendanz", "deiwelskreis" - в Германии и т.п. Неслучайно, уфолог Ж. Валле в своих работах столь обстоятельно цитирует небольшой трактат Р. Кирка "Тайный союз эльфов, фавнов и фей" (1691). Хотя, о "воздушных судах" потусторонних сущностей повествует немало старых источников и изображений. Наиболее интересные сведения приводят М. де Виллар и Э. Оуэн. Первый из них рассказывает о воздушных кораблах сильфов и прочих элементалов. Второй записал историю о фейри, прилетевших в "огненном круге", и принявшихся водить хороводы с другими такими же, невесть откуда взявшимися, как будто выскочившими из-под земли. Без соответствующей анонимной гравюры обходится редкая уфологическая книжка. И объяснять феномен небесными воздействиями иэффектами молний пытается еще Р. Плот. Здесь следует вспомнить и К.

Фламмариона, приводившего немало примеров разумного поведения шаровых молний, наиболее интересными из которых являются создание изображений на поверхности предметов, моментальное выкладывание в обратном порядке черепицы на крыше дома и т.п. Паранормальные феномены он объяснял результатом "психической силы" и "духо-общения". Следом за Ф.А. Месмером, говорившем о "флюидах" и "магнитичекой энергии". Хотя, подобные вещи давно известны в мифологии и фольклоре как результат деятельности потусторонних разумных существ, перечисленных выше. Вот и Х. Вольф уравнивал флюиды с "чудищами", а Э. Сведенборг - с "духами", "мертвецами", "элементалами". Э. Леви называл их не иначе, как "ужасные существа", а Д.Л. Андреев - "иноматериальные образования". О том, что причиной паранормальщины является "нечто постороннее" утверждал В.М. Бехтерев. Ну а Ф.У. Маерс заявлял о "психическом вторжении" неких "фантасмогенетических центров". Названных А. д'Aссьером просто "фантомами", а Ф. Подмором - "фантазмами". Причем, сей механизм был известен Блаженному Августину, писавшему о "фантастикуме", или "фантазме". Фома Aквинский сих "интеллектуальных субстанций" называет "духами вожделения" и "ангелами". Тертуллиан уточняет - это "падшие отверженные ангелы", все те же Стражи из корпуса енохической литературы. Таким образом, кажется, прав был Э. Ланг, отметивший, что разница в описании обсуждаемых феноменов в мифологии и современной науке заключается лишь в терминологии. Однако, необходимо признать, что научные определения, типа "энергетических зарядов", "плазменных завихрений", "геомагнитных сил" и т.п., не обозначают источник явлений. В отличие от религиозно-мистических наименований, отмечающих разумно-сущностную этиологию феноменов. Причем, сам процесс замены "русалок", "фейри", "бесов" и др. на "энергии", "флюиды" и т.д. практически тождественен