символические союзы людей с потусторонними существами, о чем уже говорилось выше. И словам "эльф"/"эльфа" тождественны "инкуб"/"суккуб". В Исландии альвы имеют соответствующий синоним - "любовник" (или "возлюбленный" - ljúflingar). В британском фольклоре эльфов часто называют "люборечниками" (англ. "lovetolker"). Кроме того, уже были упомянуты "сиды-любовницы" (гэльск. leanan sídhe, ирл. leannán sí и др.). В мифологии восточных славян русалки "защикатывали" насмерть мужчин, к женщинам же прилетали похотливые змии. Все это справедливо и для южнославянских вил. О необходимости тесных контактов потусторонних существ с людьми, жаждущими посвятить себя колдовству, говорят как теологи, так и сами оккультисты (М. де Виллар, А. де Даннан и др.). И такие плотские забавы даже ставили под сомнение духовную сущность обсуждаемых персонажей. Вот и Д.К. Зеленин относит их к категории "полудухов". У мистиков и демонологов они иногда рассматриваются даже как "телесные ангелы". Но суть явления предельно ясна - об этом в свое время много писали западноевропейские инквизиторы. Сами же сии представления известны во всех мифологиях и стары как мир. Например, все та же демоница Лилит (аккад., ивр. לילית , арабск. ليليث ) почитается за первую жену Адама. Ну а в повествующей об изначальных временах Книге Бытия содержится история бней Элохим (ивр. אלוהים בני - "сынов Божьих"; тождественных упомянутым выше гирим, םיעִיר - "Стражам" из корпуса Енохической литературы), соблазнивших дочерей человеческих со всеми вытекающими последствиями. И вавилоно-аккадский эпос "Когда наверху" логично напоминает данную историю. Подобно практически всем т.н. "антропогоническим" мифам иных мифологий. Разница состоит лишь в том, что вне авраамических
концепций стерта разница между сотворением и искушением человечества с последующим его падением...
Посему, колдуны и ведьмы во все времена считались не только опасными, но и падшими, нечистыми. Авраамические религии их логично уравнивали и уравнивают с неверными/еретиками. И волшебство, особенно злонамеренное, преследовалось уже в Древнем мире. Об этом свидетельствуют законы шумеро-аккадского царя Ур-Намму и вавилонского царя Хаммурапи. Ну а инквизиторы Средних веков и Нового времени отталкивались от предписаний Ветхого Завета. Хотя здесь не следует забывать и о порядках античного Рима. Ведь юриспруденция Западной Европы базировалась на римских Законах 12-ти таблиц, также преследующих колдовство.
Вообще, мифология и фольклор относили ведьм и колдунов также к категории полудухов. Ибо сии слуги бесов обретали свойства своих потусторонних кураторов - могли летать, становиться невидимыми, проходить через всевозможные препятствия, оборачиваться во что и в кого угодно, управлять стихиями и природными явлениями, знать будущее, разбираться в свойствах трав, металлов и минералов, видеть невидимое и удаленное за тысячи миль, знать прошлое и будущее, влиять на судьбы иных людей и т.п. Да и сами мистические существа именуются колдунами/ведьмами. Так, Дж. Фрезер убедительно показывает тождество "хлебной девы" и "ведьмы". Согласно "Пасхам", уж не раз упомянутая Лилит - "начальница колдуний". В немецком языке одно из обозначений ведьмы - "drache", и оно распространяется как на волшебниц рода людского, так и на потусторонних существ. Да и вообще, практически во всех современных языках, в т.ч. и русском, "фея" может быть заменена как на "волшебницу", так и на "ведьму". Причины такой двойственности кроются во внутреннем содержании сих персонажей. И отмеченная автором обсуждаемой статьи "лукавая баба" с одинаковой вероятностью является ведьмой или русалкой. Кроме того,
практически все источники, сообщающие о "плясках фейри", "хороводах русалок", "шабашах ведьм" сообщают либо о действах исключительно потусторонних существ, либо об их танцах совместно с людьми. "В очень редких случаях жертвы фатальных объятий Tylwyth Teg не танцуют, очарованные музыкой". Весьма удачную цитату А.Н. Афанасьева приводит в качестве примера И. Бутов: "Ведьмы, схватываясь с бесами за руки, с диким весельем и бесстыдными жестами прыгают, вертятся и водят хороводы". Но если люди танцуют сами (или делают что-либо еще), то это лишь некий ритуал, и ничего более. Посему, такие действия не сопровождаются необъяснимыми вещами. Если, конечно, не удается дотянуться до потустороннего. От этого, естественно, отличается колдовство, осуществляемое при непосредственном участии потусторонних сущностей. И если "колдун, делая прожин, <...> колесо катит", то дорожка средь злаков получается аномальная. Ибо "прокатывают" ее потусторонние силы. Так что, автор напрасно вслед за С.В. Максимовым и В.И. Далем производит данный феномен "от жучков, червей". Никак не объясняет событие и ветровывал, который невозможен без ненастья и бури, в хорошую и спокойную погоду. Хотя, фольклор относит и бурю к проделкам мистических существ и ведьм с колдунами. Но крестьяне и фермеры очень хорошо разбираются в природных явлениях. И мистические истории никогда не связываются с чем-либо обычным для определенного сезона и логичным для того или иного типа погоды. Ну а обсуждаемый феномен возникает практически мгновенно, часто посредь бела дня, без каких-нибудь ветров и осадков. Притом, "дорожка" может проходить не от края до края, а заканчивается слепо. Загибается или вообще создает некий узор. Кстати, люди иногда утверждают, что пред появлением аномалии видели, как "кто-то в поле ходил". А если дело происходило ночью, то говорят о странных огнях. Да и сам автор подчеркивает, что "стенки ржи бывают даже приметно гуще". И "все