Мифология

обсуждаемым классом существ сопряжен целый ряд огненно-световых феноменов. И автор в своей статье отображает данный момент, упоминая о вихрях с молниями. Но такого рода персонажами населена и вся Земля (особенно горы, холмы, курганы, пещеры и гроты) - они стерегут клады и ответственны за камнепады, землетрясения и т.п.

Так что, волне логично стихиали являются хтониками (от греч. χθών - "земля"; "земляночки" из троицких песен, исл. jarð buúm - "земляные жители", т.е альвы, и проч.), олицетворяющими дикую природную мощь, проявляющими сродство не только с природными явлениями и объектами, но и с представителями флоры и фауны. Посему, среди сверхъестественных способностей хтоников традиционно отмечается оборотничество. И "вьющийся вихрем над полями" Конек-Горбунок не "может в некотором роде являться родственником вилам и самодивам", а им и является! Ведь это - вилован (виловной, видовит и т.п.), или вилин конь. Вернее, сама вила в конском обличии. Схожие представления бытуют и в русском фольклоре: "русалка - это привидения, на коня похожие". В британской мифологии водные кони (келпи и проч.) - тоже фейри и эльфы в соответствующем облике.И названный персонаж неспроста "шевелил пшеницу". Автор приводит абсолютно верный вывод Л.А. Фроловой, относительно того, что здесь показан "выразительный образ неземной кобылицы, посланницы иного мира".

Вообще, разумные животные и растения, изобильно представленные в мифологии и фольклоре, являют собой такого рода существ, принявшими определенный образ. Но и в человеческом облике у сих персонажей в качестве непременного атрибута выступают различные звериные дериваты (копыта, птичьи лапки, рога, острые уши и т.п.). Отсюда

происходят соответствующие изображения всевозможных гибридов человека с животными. И к уже названным полуптицам с полурыбами логично присовокупить всевозможных кентавров, минотавров и проч. Например, в Книге захватов Ирландии фоморы (тоже сиды, предшественники и сородичи Детей богини Дану) описываются как минотавры и иные териоморфные монстры. Неслучайно, многие этимологи отождествляют "сатира" и "фавна" с "эльфом" и "фейри". В некоторых кельтских преданиях женщины сидов (гэльск. leanan sídhe - "сиды-любовницы", буквально - "любовницы из кургана") имеют на ногах копыта и птичьи лапки, а на руках звериные когти. То же справедливо и для гул(-ов) арабского фольклора. И вообще, согласно "Сборнику хадисов" ад-Дарими, джинны принимают вид любого животного и человека, но вместо рук у них всегда лапы, из-за чего их легко узнать. На карте О. Магнуса (1539) изображен финский птиценогий домовой (tomte). Прародительница сонма одноименных демонов Лилит, согласно древним барельефам (среди которых наиболее известен "Царица ночи"), тоже обладала птичьими лапами. Неслучайно, в Книге пророка Исаии еврейское слово "лилит" (תיליל ‎) обозначил греческий синоним "онокентавр" (оνοκένταυροι), отразившийся в отечественном Синодальном переводе как "ночное привидение". А у германских народов пресловутые птичьи лапки эльфов трансформировались даже в магический и геральдический символ. Ведь другим названием пентаграммы (пентальфы) является "эльфийский крест", "эльфийский след", "ведьмин след" и т.п. (нем. alpkreuz, alpfuß, albfuß, alfenfuß, marfuß, drudenkreuz, drudenfuß, hexenfuß, alpruthe; швед. alfkors; норв. älvkors; датск. ellakors, англ. elf cross). Именно сей отпечаток, правда более похожий на птичью лапу (типа руны "Альгиз" - Runic letter algiz.svg), оставляют, в т.ч. и на человеческом теле, полтергейсты. Речь идет о т.н. "куриных печатях". Схожими вещами изобилует и британский фольклор. Например, домовые (пикси, хобы, гоблины, брауни, боггарты и др.)

"Работа демонов", или домовых с птичьими лапками.

"Работа демонов", или домовых с птичьими лапками.
O. Magnus. Historia de Gentibus Septentrionalibus. Romae. 1555. р. 127.

любят класть свои холодные руки на спящих людей, оставляя характерные отметины. Помимо звероподобия, в облике данных существ содержатся и растительные мотивы. Так, Житие святого Акакия Минейского сравнивает обманчивую красоту вил с цветами. И здесь, конечно же, стоит вспомнить знаменитого Зеленого человека, известного в разных культурах на протяжении веков и являющегося вегетативным божеством природы. Однако, в средневековом рыцарском романе "Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь" сей персонаж отнесен к народу фейри (ср.-англ. "fayryʒe þe folk"; он же - "wodwos", или "дикий человек", т.е. фавн, сатир, сильван). Неслучайно, на щите сэра Гавейна красовалась пентальфа... Сюда же следует отнести и упоминаемую автором обсуждаемой статьи "мать ржи". У немцев она зовется "рженой теткой" (roggenmuhme, regenmöhme), "пшеничной женкой" (kornwief), "полуденной дамой" (mittagsfrau) и др. Сходные охранители полей известны по всему миру. Например, помимо Матери ржи (пшеницы, ячменя, овса, гороха, льна и т.п.), на Востоке известна Мать риса, а в Америке - Мать маиса. В Британии сии Матери - вариации эльфинь и фейри. Однако, никак