Мифология

сии сооружения демонизировались, чему способствовала негативная аура и дурная молва. И в завершении характеристики "колец" следует упомянуть дорожки и пиктограммы, которые чертят на песке налетевшие в смерче джинны и дэвы. Балканский фольклор говорит о том, что вилы иногда рисуют круги и на поверхности водных источников, которые даже сохраняются некоторое время. Недвусмысленный намек на подобные забавы водяных содержится у Кирши Данилова. А воздушные танцы вил, русалок и див(-ов) также сопровождаются соответствующей геометрией облаков, погодными и световыми феноменами.

И. Бутов приводит ряд замечательных примеров из области магических средств и приемов. Здесь перво-наперво нужно выделить то, что многое, связанное с потусторонним миром и его представителями, не видно обычным зрением - "простым глазом не увидишь". Вот автор, вслед за И.И. Акимушкиным, и приводит соответствующее народное средство - "разрыв-травой нужно глаза натереть". Но ведь это же аналог западноевропейской "волшебной мази" (англ. "fairy ointment", "magic ointment"). С ее помощью становятся видны духи и проявляется истинный облик фейри, преимущественно ужасный. Таким образом, чтобы обрести Второе зрение (англ. Second sight) человек должен быть каким-то образом потенцирован. И один из таких способов заключается в употреблении некого "магического средства", к которым относится как названная мазь, так и др. Например, "полетная мазь" (англ. flying ointment, нем. flugsalbe), "оборотническая мазь" (англ. lycanthropic ointment) и т.п. Хотя, надо полагать, все это лишь оттенки единой Колдовской мази, известной еще античным авторам и предельно точно описанной М.А. Булгаковым в "Мастере и Маргарите". Однако, такие средства

Фейри резвятся возле древнего кромлеха
"Фейри резвятся возле древнего кромлеха". Ibid. р. 380.

являются вторичными. И чтобы "покумиться с ведьмами" или "поверстаться в колдуны" надобно заручиться поддержкой мистических сущностей, со всеми вытекающими... Не зря же ведьм и колдунов в славянском фольклоре считали "двоедушниками", вмещающими в себе два естества: человеческое и демоническое. И на теле ведьмы/колдуна обязательно должна скрываться "печать беса" или "чертов знак" (лат. stigma diabolicum, sigillum diaboli, нем. hexenmal, англ. devil's mark, devil's seal, исп. marcas del diablo, sellos del diablo, ит. marchio del diavolo и др.), считавшаяся следом печати, когтя или поцелуя нечистого. Некоторые современные авторы называют их "вампирскими". Что очень близко к истине. Хотя, сей знак можно смело назвать и "кольцом фейри". Ибо тут видится полная аналогия с уже названными "куриными печатями". А также с "эльфийскими мельницами". Ведь сей знак именовался еще и "ведьминым соском" (англ. witches' teat), из коего ведьма якобы кормила демонов молоком и кровью, похищаемыми с помощью магии у животных и людей. Выше уже говорилось о неудовлетворимом голоде мифических сущностей. Вот и согласно "Слову об идолах" ("Слову" св. Григория Богословца), "такие называются кармогузцами (ненажерами)".

Абсолютно верно И. Бутов упоминает фольклорный мотив подсмотрения и подслушивания

людьми потусторонней мудрости. Об этом свидетельствует множество источников. Только, нужно отметить, что русалки, вилы, эльфы и др. сами весьма способствовали этому. Ведь в момент подслушивания-подсмотрения тем или иным образом происходил контакт мистической сущности с человеческим духом. Точно так же, как и при участии людей в эльфийских родах, весельях и танцах. Ранее говорилось о несовершенстве обсуждаемых существ и их маниакальной тяге к людям. И в обсуждаемой статье справедливо выделены слова В.Я. Проппа: "загибание в кольцо и связывание как способ уловления и сохранения" жизненной силы. Вот зачем нужны "закрутки", "завитки", "заплетания". Неслучайно, слово "колдун" сопряжено с "колтуном", а "вила" - с "витьем". Так, "особое место занимают действия витья, завивания, криволинейного движения, связанные с представлениями о русалках и их культом", - метко подметила А. Штейнгольд. - ""Лукавая", т.е. потусторонняя сущность этого стихийного божества, отчетливо выявляется при анализе символики действий, ему приписываемых или посвящаемых". По "народному календарю известны т.н. кривые недели и кривые дни, совпадающие по времени с русальными игрищами. Сам хрононим Кривая неделя в данном контексте очень показателен, поскольку кривой, витой, непрямой, левый, дурной - это все характеристики "того" света, к которому русалки <...> имеют непосредственное отношение". Неслучайно, многие "кольца" и пиктограммы поразительно напоминают письмена енохических Стражей, эльфо-руны, рисунки фейри, домовых, полтергейстов. Вернее, подписи демонов. Исполненные соответствующей географически-космической символики. Как пентакли и печати. Представляющие собой лишь несколько усложненные вариации или комбинации всего перечисленного. Таким образом, здесь нужно повториться и сказать, что обсуждаемые существа являлись источником магии, в том числе графической и заклинательной, распространившейся в ходе веков