Мифология

табуированию и эвфемизированию в мифологии и фольклоре. Поэтому, рассмотрение вещей аномальных "не возможно вне русла "психических исследований"", изучения мифологии, фольклора и историзма темы, которые "должны базироваться на сведениях о колдовских процессах, сообщениях путешественников и миссионеров, работах платоников XVII ст. <...> и др. авторах и редких трактатах <...>" и, конечно же, "вопросов магии". К сей рекомендации Э. Ланга следует добавить первостепенную необходимость изучения наследия Святых Отцов и ортодоксальных христианских теологов, позволяющую отделить зерна от плевел в море всевозможной информации.

К превеликому сожалению, в наши дни следуют не многие исследователи паранормального. Например, уфологи в погоне за официальным признанием своей отрасли склонны сосредотачиваться на техногенщине, игнорируя любую "мистику". Однако, этого нельзя сказать об И. Бутове. Ибо его последняя работа как раз и посвящена обзору мифологических и фольклорных аспектов "ведьминых кругов". Таким образом, сделан большой шаг вперед. Ведь в предшествующих статьях И. Бутов объяснял "кольца ведьм" деятельностью грибов. Согласно данной гипотезе, высказанной зарубежными учеными в конце XIX - начале XX вв., "травяное кольцо" образует мицелий, изменяющий свойства травы (становящейся ярко-зеленой или желтой, активно растущей или увядающей), а поднимающиеся по периметру плодовые тела грибов образуют "грибное кольцо". Понятно, что сия гипотеза не объясняет появления достаточно крупных фигур за очень короткие промежутки времени. Хотя, фейри-фольклор преисполнен историй о пространственно-временных аберрациях. И для того, чтобы исчезнуть из нашего мира на долгие годы, человеку достаточно даже не потанцевать с элфами, а просто увидеть или услышать их. Если же обратиться к примеру колец из

"смятой" травы, то некоторые из них обусловлены сложными изменениями в структуре растений, невозможными для воспроизведения человеческими руками. Да, есть сегодня группа энтузиастов "Circlemakers", создающих фигуры. Однако "при помощи веревки и палки" нельзя согнуть траву, не поломав стеблей. И уж совсем трудно представить крестьян XVII в. за такой работой. Оная в те времена сочлась бы не расточительностью, а колдовством. Но ведь, феномен с ним и связывался...

К обсуждаемым Кругам относятся не только образованные грибами или травой, изменившей свои свойства. "Эльфийскими кругами" называются и вырезанные на камне окружности, спирали и пиктограммы, окружающие т.н. "чашки", "лунки" и т.п., или же "эльфийские мельницы" (рус. чашевидные знаки, фр. pierre à cupules, pierre à écuelles, ит. la coppella, massi cupellari, pietre a scodella, швед. skålgrop, älvkvarnar, датск. skåltegn, æbleskivestenen, норв. skålgroper, skålgropfelt, skålgropsteiner, голл. napjes, нем. schälcher, англ. cup-markings, elf mills, финск. kuppikivi и др.), которые сами по себе являются миниатюрными кругами. Ведь, согласно фольклорным воззрениям, размеры волшебных существ, подобно облику и формам, тоже изменчивы и в широких пределах. Например, завиток, или колтун, завитый домовым во время сна на голове человека, - это тоже "кольцо фейрии", не отличимое в народном сознании от Кругов на полях. Ну а названные камни существуют по всему миру. И имеют соответствующие наименования (англ. fairy/devil/witch stones, нем. feen-/teufels-/hexensteine и т.п.). В немецком они - "кровавые" (blutsteine), т.к. являются жертвенниками. Эти чашки, круги и иные прорези служили для подношений обсуждаемым существам и, судя по всему, наполнялись кровью. Возможно, человеческой. Этимология говорит, что именно отсюда исходит др.-сканд. "жертва" (blót), в т.ч. и предназначенная "духам природы" (álfa-/dísablót). Изображения на этих камнях схожи с узорами на древних могильниках, которые кельты называли "сидами". Согласно старинным преданиям, в

них обитали и регулярно закатывали веселье Дети богини Дану, или сиды. Вообще, соответствующими историями окутаны практически все древние сооружения и геоглифы, в т.ч. каменные круги, хенджи, кольцевые канавы, круглые дома и др. Многие из них так и называются - "кольца фейри". Например, миниатюрные подземные жилища Скара-Брей и Барнхауз на Оркнейских островах считаются жилищами пикси. На острове Фетлар "кольцом фейри" является каменный круг. По легенде, здесь когда-то танцевали тролли, и так увлеклись, что не заметили, как встало солнце, превратившее их в камни, а скрипача и его жену в две каменные колонны в центре. Другое называние сего комплекса - "Танец хромца" (Hjaltadans, Haltadans) - производит отсыл к бесам (т.к. хромцом фольклор христианской эпохи именует дьявола, коему на северо-западе Европы в данном случае предшествовал эльф Вёлунд). Ну а Гальфрид Монмутский называет знаменитый Стоунхендж не иначе как "Пляска гигантов" и сообщает, что камни для его строительства были привезены из Африки. Но и на Ближнем Востоке известно сооружение с аналогичным названием и фольклорным наследием. На Голанских высотах находятся "Круги рефаимов", или "Колеса духов" (ивр. עמק רפאים ‎, араб. يلها رجم ). А рефаимы (םיאפר ), являющиеся "гигантами" (соответственно переведенными ‎в Септуагинте - "γιγάντων"), отнесены Святым Писанием еще к мертвецам и водяным. Понятно, что наделение мистическим свойствами сооружений рук людских у многих исследователей вызывает скепсис. Однако, помимо всевозможных странных историй, сии памятники древнейшей архитектуры имеют немало аномалий. Возле них регулярно отмечаются различные феномены. Вот и пресловутые "круги на полях" тяготеют к такого рода памятникам. И в этом нет ничего удивительного. Ведь, мегалитическое строительство велось в соответствии с географическими, геометрическими, астрологическими и магическими принципами, подразумевающими соучастие названных выше сущностей. Со временем