существ демонами (др.-греч. δαίμων - "божество"). Наверно, всем известен двойник, или "призрак из эфира", Елены Троянской, описанный Еврипидом в одноименной трагедии. А также знаменитый "демон Сократа", раздававший советы и в конце концов погубивший философа. Но ведь они аналогичны персонажам, патронирующих западноевропейских ведьм. Вот и У.Б. Йейтс характеризует сид-любовниц как "зловредных фантомов", вдохновляющих поэтов, но поглощающих их жизненную энергию. Так что, речь здесь идет о темных сущностях, выступающих в качестве антитезы ангелам-хранителям. Да и этимологически перечисленные смотрители тождественны стражам из Книги Еноха - падшим ангелам. Именно они обучили людей всевозможной мудрости - философии, астрологии. Конечно же, магии! И неудивительно, что сами служили активными помощниками в этом деле. Например, западноевропейский фольклор изобилует историями о фамилиарах, импах, фоллетах, лютинах и др. непременных подручных колдунов с ведьмами. И названный выше птиценогий домовой О. Магнуса разъясняется в его "Истории народов Севера" (1555) как "бес-помощник". И все перечисленные здесь "волшебные существа" (англ. fairy) - не кто иные, как бесы. Ведь все в той же Западной Европе эльфы и фейри почитались за свергнутых с Неба ангелов, не долетевших до ада и населивших землю, воду и воздух. Хотя, народная молва на Западе склонна несколько смягчать суть момента и объявлять их "серыми ангелами" или "недостойными Небес, но слишком хорошими для ада". Аналогичные воззрения бытуют и у славян, но они более категоричны: "Кто упал в лес - стал леший, кто в воду - водяной, кто на дом - домовой. Вот почему их зовут по-разному. А они все бесы одинаковы". И такая точка зрения свойственна всем авраамическим религиям.
Например, в "Повторении Торы" Рамбама содержится недвусмысленное указание на то, что изначально стерильные Элементы были населены падшими сущностями. Ну а вышеназванные ангелы растительного (и животного?) мира по сути - все те же стражи. В арабском фольклоре мариды (دمار ) хоть и именуются маликами (مالِك - "ангелами"), но это - джинны. Которые по ходу Корана отождествляются с шайтанами, т.е. бесами. И арабские шайтаны (نشيطا )- аналоги еврейских шеддим (ивр. םדיש ), восходящих к аккадским шеду () и уже названным шумерским лилу/галлу. Причем, данные определения весьма созвучны с наименованием аналогичных персонажей кельтских преданий - сидов (ирл. sídhe, sí, гэльск. sìth). И такие параллели хорошо известны. Ведь английский ghoul ("упырь") - не что иное, как аналогичный(-ая) по смысловому наполнению арабский(-ая) "гул(ь)" (لوغُ ) и шумерский(-ая) (г)аллу (
), а shadow ("призрак", "тень" и т.п.) - уже упомянутый аккадский шеду. Да и латинские "духи" (genius), весьма вероятно, связаны с "джиннами" (نج ). В общем, неслучайно кельтские Дети богини Дану (Túatha dé Dannan/Tuadhe d'Anu) обозначались не только сидами, но и демонами (dæmons), бесами (devils). Точно так же, как эльфы и фейри. Например, Шекспир уравнивает их с "черыми духами". А У. Блэйк отождествляет "волшебных эльфов / И маленьких дьяволов". Вот и славянские русалки имели схожие прозвища - "чертовки", "бесовки". Кстати, восточные дэвы (санскр. देव, перс. دیو , арм. Դեվ, осет. ævdew, idawæg, башк. дейеү и др.) тождественны славянским дивам и связаны с ними напрямую. Отсюда же произошли вышеназванные латинские юноны (аналогичные кельтской Dаnu и славянским дивоженам: от diovona, diove, diuno). Поэтому, кажется странным, что автору обсуждаемой статьи "не совсем понятен мотив" замены тех или иных фейри на бесов и чертей. Ведь уже сам Конек-Горбунок мог быть эвфемистической заменой некого более древнего персонажа. Хотя все его атрибуты позволяют достаточно точно определить кто он такой.
В Библии предводитель демонов назван
драконом и змием. Вот и "Беовульф" непосредственно отождествляет "эльфов, драконов, / чудищ подводных / и древних гигантов, / восставших на Бога". По аналогии с преданиями народов Кавказа и Курдистана уравнивающих дэвов, огузов (арм. ոգւզ - "великанов") и вишапов/аждахов (վիշապ/Աժդահակ - "драконов"). Есть аналогии и в славянском фольклоре между русалками-вилами и змеями-драконами. Это все примеры вышеназванного оборотничества. Но сродство именно с сими представителями фауны отражают инфернальную принадлежность обсуждаемых сущностей. Вот и по-балкано-турецки вилы именуются (х)алами, т.е. "змеями". А по-македонски - "ламями". Они являются копиями лютых змеедев ламий античной мифологии (лат. lamia, др.-греч. Λάμια, от шумер.-аккадск. - , лама/ламмасу). В средневековом латинском мире ламиями (вместе с масками, стригами, эмпусами и др.) назывались вампиры и суккубы. Кстати, именно словом "lamia" в Вульгате значится отмеченное ранее "лилит". Другое слово из сего пассажа - сеирим (םירעִישֵׂ) - Блаженный Иероним перевел на латынь как "дракон" ("draconum), а Септуагинта здесь отмечает "сирен" ("σειρήνων"), т.е. птице-/рыбо-/змеедев, или русалок. Хотя, вместо них следовало бы поставить "сатиров" (σάτυροι). Ибо сеирим означает "косматые", буквально - "козловидные", "сатирообразные". И в отечественном Синодальном переводе - это "лешие". Но вернемся к Лилит, которая согласно "Мистическим глубинам Царя" (или "Долине Царя") Элханана, является драконицей, ехидной. И на гравюрах, фресках, барельефах Средних веков и Нового времени изображена как змеедева, заменившая собой змея-искусителя. Кроме того, у русалок и вил имеются иные соответствующие синонимы - рус. мелюзины; укр. мелюзiни, мемозiни, люзони; чех., словацк. meluzíni и др. Но ведь сама французская фея Мелюзина (Mélusine) - рыбо-/змеедева, оборачивающаяся драконом. Вот и знаменитое Лох-несское чудовище, похожее из описаний на динозавра, фольклор относит к келпи, или фейри. Неслучайно,