Мифология

нельзя согласиться со следующим утверждением И. Бутова: "непосредственных данных для доказательства, что такие представления были у русских, нет". Очень даже были и есть! Это полудница (полуденица, болудница,солнцева дева), охранительница полей ("ржаница", "ржица", "полевая(-ой)" и мн.др.). И сей персонаж представлен в фольклоре всех славянских народов (болг. полуд(е)ница; чеш. и словацк. polednice; словен. poludnica; пол. południca, południowka; в.-луж. рřipołdnica, н.-луж. рřezpołdnica). Причем, у южных славян полудницы являются разновидностью вил, а у славян восточных - разновидностью русалок ("полевые русалки", "ржаные русалки"). Да и сам автор приводит весьма подходящую цитату П.В. Шейна: "живут русалки в густой ржи и горохах". Полудницу представляли девушкой с длинными волосами в белом платье. Или косматой старухой в лохмотьях: "обросшая женщина, <...> косматая". Все как у западноевропейских эльфов и фей. Например, именно так трансформировалась Королева эльфов, похитившая Томаса Лермонта. После поцелуя (иль еще чего) его взору предстала не прекрасная дева, а жуткая старуха. Вообще же, относительно полиморфизма облика фейри весьма метко высказался В. Скотт: "И не верно, как то изменчивое сияние, / Наше непостоянное обличье, / То видишь рыцаря и даму, / А то вдруг - карлика и обезьяну". Обязательны звериные реминисценции: "У полудниц руки, как у человека, а ноги с копытами"; "Сначала маленькая, черная, как кошка. Потом растет - и до самого неба. А волосы-то длинные, белые". И средневековый энциклопедический словарь "Мать слов" характеризует их соответственно: "poludnice - dryades, deae silvarum", "satirus poludnice". Оставленного в поле без присмотра ребенка похищает или же может заменить своим собственным. Взрослому человеку

встреча с полудницей обычно сулит смерть, в лучшем случае - увечья, хвори, солнечный удар. Посему, в некоторых рассказах атрибутом сего персонажа выступает острая коса (пол. serpyschyja, н.-луж. serpownica, serpašyja, в.-луж. serpjelbaba и т.п.), уравнивающая полудницу со Смертью. И это - "бес полуденный" из Псалтири ("δαιμονίου μεσημβρινοῦ" в Септуагинте, "daemonio meridiano" в Вульгате); чьи стрелы несут всевозможные хвори, а сам сопоставлен с драконом, василиском, змеем. Ведь, временем для посланников иного мира всегда считалась не только полночь, но и полдень. И все тот же В. Скотт приводит яркий пример соответствия афганской мифологии с шотландской: "Их суеверия - те же самые <...>. Гули бидакан (Gholée Beabacan), демоны пустыни, напоминают горских боддахов (Boddach), бродящих по пустошам в полночь и в полдень". Вообще, как справедливо отмечают фольклористы, для манифестации фейри очень важны "пора и час". Ну а уравнивавшие их с бесами инквизиторы говорили о важности астрологических констелляций. Однако, обсуждаемые существа все-таки тяготеют к ночи. И автор приводит соответствующие слова С.В. Максимова: луна "для них [русалок] ярче обычного светит". Вот и для западноевропейских эльфов солнцем является Луна, а с наступлением рассвета они стремятся укрыться. Ибо дневное светило не только разгоняет ночные мороки и страхи, но во многих преданиях непосредственно превращает эльфов в камень. Хотя, ряд источников говорит о том, что они могут появляться и днем. Но тут нет никакого противоречия. И авторы, склонные объяснять мифологию аллегориями, видят здесь губительный аспект Солнца, достигающий своего максимума в полдень. Архаическое мышление якобы связывало это "нехорошее время" с соответствующими персонажами. Ну а сама их суть комплементарна ночи.   

Хтонически-демоническая природа является причиной, по которой эльфов и их аналогов в Западной Европе именуют "разумными животными".

Подобно нашим русалкам, кои суть "злые жены зверообразны". Временник Георния Амартола сходным образом характеризует вил: "Человекообразные животные, как и сирины, называются еще и вилы". Речь идет не только об уже отмеченном родстве Миру флоры и фауны. Здесь имеет место гораздо более глубокий момент. Ведь названные сущности, в отличии от человека, при своем падении утратили образ и подобие Божие. Оттого их именуют "безобразными" (т.е. "не имеющими образа", буквально - "без образа"), а мифология и фольклор акцентируют текучесть внешности и духовное несовершенство ("имеют половину души", "у них отсутствует душа", "не имеют бессмертной души" и проч.). Это подтверждает и оккульно-спиритуальная терминология ("элементальные люди", "астральные сущности", "эфирные двойники" и проч.). Также широко распространен мотив невозможности размножения сих существ без участия или присутствия человека. А вот близкие контакты с людьми производят на свет преимущественно уродов физических и моральных, что является внешнем проявлением внутренней ущербности. Это "иной вид людей" современных мистиков и оккультиств. Которые наоборот считают их великими, а некоторые даже относят себя к таковым. Хотя, согласно Книге Бытия и Книге Еноха, именно из-за сих контактов и появления на свет множества "титанов" было смыто Потопом древнее человечество. Да и теперешний,

Эльфы, или призраки, танцующие по ночам

"Эльфы, или призраки, танцующие по ночам". Ibid. р. 112.