Исследования

рукой между лопатками, дают втягивать нюхательный табак в нос и возбуждают чихание, посредством щекотания пером, посредством щекотания глотки стараются вызвать рвоту, поливают подавившуюся спину холодной водой. Если не удается таким образом удалить предмет из дыхательного горла, то необходимо произвести горлосечение (врачом), которое вполне безопасно». Но речевой аппарат кроманьонцев (людей современного типа), был так же совершенен, как и у современного человека. Если «ископаемый» гражданин и затратил вдвое больше времени на водопой, (неоправданный риск с точки зрения выживания в условиях дикой жизни по теории эволюции), то безопасное горлосечение в пещере, ему уж точно не было гарантировано. Таким образом, физиология гарантировала речь и накопление знаний в будущем, но создавала изрядные проблемы в том далёком «настоящем».

С речевым аппаратом рождаются: кости черепа еще продолжают срастаться, ноги еще неуверенно держат вес, а речевой аппарат уже пытается изобразить «мама» или «дай» - он полностью готов к употреблению, остаётся только освоить «вторую сигнальную систему». При таком совершенном в своем несовершенстве аппарате, его врожденность должна означать и такую же способность к речи, чтобы нивелировать минусы, которые он предполагает. Хотелось бы, но это совсем не так.

Люди не говорят, потому что «есть чем», или потому, что наличествует умный мозг. Процесс речи – замкнутый круг. Он так и называется: речевой круг (непрерывный замкнутый цикл). Образуют его три мозговых речевых центра, функционирующих по-разному: центр Брока производит речь, управляя речевой мускулатурой; центр Вернике распознает собственную речь и речь других людей (слуховой центр речи отвечает за ее восприятие); ассоциативные

центры (отвечающие за правильный подбор слов) создают структуру фраз и предложений. И это - еще упрощенно. В сущности же сам процесс выглядит так: происходит получение информации в виде сложнейшего и разнообразного звукового кода, его дешифровка, кодирование собственных ответных знаков и следом – ответ, но – не какой угодно, а в рамках условно принятого кода. Именно процесс освоения речи запускает развитие головного мозга. Если этого не происходит на самом раннем этапе, человек свой «человечески облик» утрачивает, перестает отличаться от животного, и, (парадокс!) благодаря врожденной способности к обучению, усваивает любой тип поведения и звуковых сигналов. Если отрыв от учителей происходит в раннем детстве – процесс становится необратимым. Если чуть позже, то что-то можно исправить, но до нормального среднего уровня такой человек умственно не разовьётся.

Никакое общество и учителя не смогут переломить усвоенную в первые годы жизни систему простого выживания и заменить её на сложную символику кода. Пере-усложнение там, где можно идти простым путём – антиприродное явление. Данные об этой «темной» стороне природы были накоплены благодаря «детям маугли», брошенным детям, детям насильно изолированным и детям из неблагополучных семей.

Маугли

Степень умственной неполноценности этих детей была разная, но причина всегда одна – отставание в речевом развитии. Дефектология и психология сделали однозначный вывод: умение говорить не является врождённым. Другая наука – генетика – напротив, находит гены ответственные за речь. Правда, генетика не может сказать: это гены ответственные за возможность научиться говорить, или за врождённый навык? Антропология, наряду с психологией и нейропсихологией, подтверждают: гены отвечают только за физическую возможность научиться говорить, но никак не за врождённый навык.

 Сколько же потенциально «говорящих» видов проживало на территории Европы 40-20 тысяч лет назад? И каковы были их отношения? Было ли у них смешанное потомство, и кто кого учил говорить? Возможно ли вообще самостоятельно обрести речь без учителей? Попробуем учесть все факторы, включая… флору и фауну, окружавшую жителей не таких уж и древних времен.

 

Немного о современной науке вообще

 

Г-н В. Петров поделился весьма интересными сведениями как по части конкретных фактов, так и по части современного состояния науки. Начнём с последнего. Научные данные – ничто, без определённой концепции, которую они подтверждают или опровергают. Сегодня существует общепринятая теория – теория эволюции. Сам факт наличия теории в том виде как она есть, и которую принимает научное сообщество, а затем ищет данные для её подтверждения, является неким ограничителем. С точки зрения чистоты эксперимента, было бы куда интереснее получить обширные данные, (желательно обощённые - в различных смежных областях знаний), и лишь затем выстраивать теории. Именно так – множество теорий, а не одну.

Из самых известных довлеющих тенденций можно упомянуть, например, знаменитое «расселение»