трехлетнего ребенка. Радиоуглеродная датировка фрагментов дерева показала, что кремация была совершена около 11,5 тысяч лет назад. С помощью стратиграфии ученые воссоздали картину жизни людей в этом поселении. Когда один из детей поселения умер, его кремировали в очаге, который затем заполнили землей. Дом был заброшен, и семья ушла в другие места.
Таких находок немного, в то время как типичными захоронениями на протяжении почти 40 тысяч лет, являются захоронения тел умерших в скрюченном состоянии. При значительном преобладании погребений в земле, обкладки тел камнями, наличие кремации указывает на совершенно иное отношение к вопросам жизни и смерти у довольно небольшого количества древних людей. Так, может быть, проблема отсутствия останков, годных для исследования как раз в обряде кремации?
В.П. – Это опять-таки допущение, причём с целью «подтянуть» теорию к имеющимся данным – объяснение отсутствие материала обычаем. Но, предположим, такой вариант возможен, поскольку современные реконструкции грешат тем же самым – большим количеством допущений. Если представить существование некоей изолированной популяции «хомо сапиес сапиенс», которая в виду врождённых способностей, конечно же, превзойдёт неговорящих «сапиенсов» в плане материального развития, то за счёт высокого уровня развития такая популяции может существовать изолированно на некоей территории, допустим Европы, без миграции и смешения довольно долгое время. Возможность контактов на уровне общения с теми, кто физически к этому способен, задаётся самим фактом прихода на новые территории способных к обучению кроманьонцев. Что всё-таки не объяснит отсутствие попыток обучить неандертальцев неким «говорящим» видом евроазиатских аборигенов.
Авт. – Допустим, что неандертальцы всё-таки были обучаемы, но не имели внятной раздельной речи, о чём свидетельствует строение их речевого аппарата – он несовершенен. И вдруг, на территорию населённую «говорящими» мигрирует внешне очень сходный вид, «близнецы».
В.П. - Допустим. Но, с учётом того, в каком возрасте человек наиболее способен к обучению - от двух месяцев до пяти лет, тех же кроманьонцев пришлось бы помещать в изолированные от родителей «ясли» и учить целенаправленно, как поступают с попугаями и канарейками – отсаживают, пока не научились чирикать. Возвращать в примитивное «немое» сообщество детей после пяти лет тоже нельзя – одичают. Вопрос: ради чего практиковать почти совместное проживание трёх разных по культуре типов людей: разумного говорящего, обучаемого и уже необучаемого?
Авт. – С одной стороны, ради того же, ради чего проводился эксперимент с шимпанзе Гуа, несмотря на явное отличие шимпанзе от человека. В случае очень большого сходства двух видов, попытка обучения просто напрашивается. В качестве дополнительного стимула можно рассматривать малочисленность
популяции «говорящих» и выбор между сосуществованием на одной территории с примитивными (агрессивными) племенами охотников и собирателей (одним, двумя, тремя), с одной стороны, или, с другой стороны – возможность сосуществования с дружески настроенным племенем, обученным, способным к общению.
В.П. – Предположим. Но с учётом того факта, что все люди на Земле обладают речью, придётся допустить и целенаправленные «путешествия» представителей этого вида «говорящих» с целью поиска и обучения в рамках исследования окружающего мира иных «сапиенсов», в том числе на территории Африки и далее по всему миру. А это уже очень высокий уровень цивилизации. Хотя, в сущности, конечно, достаточно и весьма небольшой группы обученных речи умственно-развитых особей, которые в силу своего обретенного умственного развития, неминуемо осознают свои преимущества, а значит, поступят сходным образом – начнут учить сами. Но тогда не срабатывает теория пост-африканского расселения.
Теория, сама по себе, выглядит весьма соблазнительно, поскольку решается вопрос о скачке в развитии, начале формирования некоей «знати» в крайне примитивных сообществах, возникновения культа примитивного жречества, да и множество прочих вопросов исчезают сами собой.
Авт. – Давайте предположим, что запускается некая цепная реакция обучения. Обученный, осознавший свои возможности и способности и сам может обучать представителей своего вида. Генетическое наследство среди потомков кроманьонцев и предполагаемых «говорящих» - гибридизация, может объясняться максимальным внешним сходством двух видов и высоким потенциалом умственного развития кроманьонцев, что сделает их практически равными «учителям», как умственно, так и физически, сотрёт различия. Каков в этом случае должен быть процент прямых потомков «говорящих» среди «обученных», чтобы можно было