Исследования

генетически обусловлено, а признака характеризующего практику «говорения» нет и в помине, что - безусловно странно для двух сосуществующих видов с равными возможностями (один вид пользуется возможностью говорить, другой – нет). Вот, на этом и остановим внимание, возвращаясь к проблеме речи как к социальному явлению (поскольку к явлениям индивидуальным речь не относится вовсе).

Рассмотрим саму возможность существования именно социума (мелких социумов, хотя бы временных), а не краткосрочного пережидания непогоды (внешней угрозы) в одной отдельно взятой пещере (пещерах), и рассмотрим, насколько равные возможности для развития имелись у двух видов на одной территории. Забегая немного вперед, оговорюсь: а таких видов оказалось не два – кроманьонцы и неандертальцы. Уже известен более древний третий вид, но о нём – отдельно. Причём, «древний»- не значит «примитивный».

 

Стерпится – слюбится

 

Что может заставить два разных вида жить вместе? Конечно же – взаимовыгодное сотрудничество + общий враг (враждебная среда). Лучше условий не придумаешь. По части враждебного окружения времена кроманьонцев и неандертальцев изобиловали такими формами фауны, что нам сегодняшним будет сложно даже представить, как вообще можно было выжить среди таких «морготовых тварей». Саблезубые тигры, медведи… чего там только не было. Мегафауна тех времен могла загнать в одно укрытие кого угодно – и ежа, и ужа. Но временное (случайное) укрытие сильно отличается от постоянного места проживания, как показывает практика археологии. А находки свидетельствуют

именно о сосуществовании двух видов. Для тех, кто хочет примерно представить себе историческую природную канву указанного периода во всей полноте, предлагается вот эта ссылка: http://www.inomir.ru/universe/human/54109.html Материал даёт общее представление о том, в каком окружении жили люди ещё каких-то 15 тысяч лет назад. Итак, фактор внешней угрозы – налицо, можно совмещать в одной пещере всех несаблезубых граждан без когтей.

 

Лучше один раз увидеть, чем…

 

Есть и ещё один немаловажный социальный фактор. Нет ничего лучше личного примера. Можно сколько угодно раз объяснять «как правильно», но куда как более ценно продемонстрировать тот или иной процесс на собственном опыте. (Животные учат своих детёнышей именно так и не нуждаются в речи для пояснения). Огромное количество чисто практических навыков вообще невозможно передать словами во всей полноте – непременно потребуется демонстрация. Что же умели по отдельности люди и неандертальцы, и чем они поделились друг с другом так или иначе? По находкам получается, что… почти ничем. Материальная культура неандертальцев отлична от культуры кроманьонцев, иначе одну не отличали бы от другой.

Вот, какими культурными навыками обладали неандертальцы:

«В 2007 году выяснилось, что неандертальцы жили не только в Европе. Их останки нашли в пещере на Алтае. Так что ареал неандертальцев распространился на восток. Они загоняли стада диких животных в тупиковые ущелья и устраивали на них засаду, умели планировать свою охоту, координировать действия охотников. Изготавливали орудия труда (обоюдоострые рубила, отщепы для разделки туш) и оружие для охоты (деревянные копья с каменными наконечниками) — это предметы мустьерской (среднепалеолитической) культуры. Владели огнем и готовили пищу на огне. Найдены

украшения из зубов животных и один рисунок — изображение на кости. Возможно, неандертальцы украшали себя птичьими перьями разных цветов. Имелись зачатки погребальных и иных культовых обрядов. Известен предположительно неандертальский музыкальный инструмент — костяная флейта». Жаль, но кроманьонских, даже предположительно кроманьонских, музыкальных инструментов пока никто не обнаружил. Остаётся лишь в шутку предположить, что говорливые кроманьонцы были заняты сочинением слов песен, в то время как неандертальцы (без подбородочного валика) были заняты игрой на костяных дудках. Непосредственные доказательства совместного жития двух видов (костные останки и артефакты) лежат в пещере Окладникова на Алтае. Им около 40 тысяч лет.

Пещера Окладникова

Вот, что говорит о неандертальцах как о виде Мария Медникова, доктор исторических наук, Института археологии РАН: «Мы постепенно перешли от представления о неандертальцах как о примитивных и ограниченных существах к признанию их как вида-двойника или вида-дублера homo sapiens. И если бы не случилось каких-то драматических событий, приведших к их гибели, мы с вами могли бы быть неандертальцами и обсуждать какую-то странную группу людей, которая вышла из Африки».

Казалось бы – столько общего и столько различий. Чем же так улыбнулся науке пресловутый «условный гном» и его геном, кроме общего «гена речи»?